ИЕРЕЙ АНДРЕЙ ЧИЖЕНКО
Предисловие
Действительно, во время будничных служб Великого поста молитва преподобного Ефрема Сирина читается очень часто. Фактически ею завершается любая великопостная служба, будь то часы, изобразительны, вечерня или утреня, или повечерие. На Литургии же Преждеосвященных Даров она читается два раза.
Причем это молитвословие провозглашается только священником и только с воздетыми к верху руками, что всегда символизирует предельную важность момента. Молитва священническая с поднятыми к небу обеими руками обозначает высшую степень напряжения моления, когда мы во главе со священнослужителем обращаемся к Богу как любящие дети, открывающие Отцу свое сердце. Так, к примеру, священнослужитель воздевает вверх руки на Литургии перед Великим входом, произнося святые стихи Херувимской песни, во время Евхаристического канона перед пресуществлением Святых Даров, перед глаголанием молитвы «Отче наш», в Таинстве Венчания во время произнесения тайносовершительной формулы.
Почему же такое особенное отношение к молитве преподобного Ефрема Сирина в период Святой Четыредесятницы? По своему духовному воздействию на человека и по значению данной молитвы для воспитания сотен поколений православных христиан в покаянии ее можно сравнить с пятидесятым псалмом. Как и пятидесятый псалом, так и вышеупомянутая молитва были написаны не отвлеченно теоретически, но исторгнуты из груди кровоточащим и болящим словом кающегося в своих грехах перед Богом грешника – грешника, который посредством покаяния приблизился к Господу и стал святым. Потому его аскетический молитвенный опыт особенно ценен, как для Церкви, так и для каждого из нас лично. Для этого обратимся к истории данной молитвы…
История
История написания преподобным Ефремом Сирином своей великой молитвы чем-то напоминает историю создания святым пророком и царем Давидом покаянного пятидесятого псалма. Сирийский подвижник жил в IV веке. Он родился в благочестивой христианской семье. Но в детстве и в юности, говоря современным языком, был хулиганом. Ефрем имел беспокойный и мятущийся характер. В юношестве совершил много необдуманных и плохих поступков. Наконец он попал в тюрьму. И здесь уже Божьим Промыслом у него открылись глаза, совершился переворот в душе. Ему является святой Ангел, который призывает юношу к покаянию и анализирует вместе с ним его прошлую жизнь, показывая будущему святому причинно-следственную связь между совершенным им грехом и справедливым за него воздаянием. У Ефрема также была возможность проанализировать жизнь своих соседей-сокамерников. Все это произвело с Божьей помощью глубокий переворот в душе молодого человека. Именно в тюрьме со святым произошла та «метанойя», то изменение души, переродившее человека из грешника в будущего святого, преподобного, учителя Церкви, автора многих молитв и песнопений, выдающегося богослова и аскета.
Именно душа грешника, кающегося в своих грехах и просящего у Бога исцеления, и смогла написать эту великую святую постовую молитву, которая так часто употребляется теперь в Церкви.
Потому то она для нас так важна. Ведь это прожитый аскетический опыт, где боль и покаяние переплавлены в слова, слова, которые являются для нас дорожными указателями ко спасению.
Разберем же с Божьей помощью их.
Текст молитвы, исповедание веры и слово о духах
Молитвословие это довольно короткое. Приведем его текст:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Как и большинство молитв, вышеупомянутая начинается с исповедания веры во единого Бога, когда молящийся, следуя первой заповеди из десяти: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да у тебя других богов пред лицеем Моим» (Исх. 20:2, 3) – исповедует Святую Троицу истинным Богом и «Владыкой живота» (т. е. жизни) его. Подобное происходит и в главной молитве христианства «Отче наш» и в Символе Веры, и в других молитвах. Кроме того, здесь есть искреннее, исполненное простой детской веры обращение к живому Богу, Который слышит всякую душу, вопиющую к Нему.
Далее следуют две группы прошений. Первая отрицательная «не даждь» и вторая положительная «даждь».
В Евангелии от Иоанна в беседе со святым праведным Никодимом Спаситель говорит:
«…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:5–8).
Немного далее в беседе с самарянкой – будущей святой мученицей Фотинией – Господь наш Иисус Христос сказал следующее: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). В подтверждение этих слов святой первоверховный апостол Павел напишет позже: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:1–3). Преподобный Серафим Саровский в беседах с Мотовиловым говорил о том, что главная задача жизни православного христианина – это стяжание Духа Святаго.
Это все подчеркивает тот факт, что Бог – жизнь. И источник жизни земной, материальной не здесь, но в мире горнем – духовном. Именно поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов написал: «Возлюбленные! не всякому духу верьте…» (1 Ин. 4:1); именно поэтому преподобный Ефрем Сирин либо отрицается от нечистых духов, вводящих человека в определенный грех, либо просит стяжания Святого Духа и ангельской помощи в развитии (или, как точно пишут святые отцы, «делании») определенных добродетелей.
Потому что глубокое заблуждение почитать материальную природу самодвижущейся. Она двигается либо Духом Святым, либо злой человеческой волей по наущению духов злобы поднебесных. Потому-то преподобный Ефрем и писал в молитве «духа такого то не жаждь», а «духа такого-то даждь». И уже принятие духа человеком, сочетание человеческой души с ним и производит-взращивает в сердце либо порок, либо добродетель, о которых говорится в молитве.
Источник: «Православная жизнь».
Количество просмотров — 319