3 января Церковь чтит память свт. Петра, митр. Московского и всея России чудотворца (1326).
ОЛЬГА БОГДАНОВА
Митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина). В 12 лет ушел в монастырь, где впоследствии был рукоположен в священника. Петр был прекрасным иконописцем, но, став священником, искал более глубокой молитвы и попросился на уединенное поселение.
Он нашел «пустыню» по себе здесь же, на Волыни, в лесу у реки Рати. Прослышав о его благочестивой жизни, к нему стали приходить другие монахи. Так образовался новый монастырь, где о. Петр стал настоятелем.
Случилось так, что в 1301 г. на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Максим, и Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил Максиму икону Божией Матери, которую сам написал. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе. Икона названа по имени автора — Божией Матери «Петровская».
В 1305 г. митрополит Максим умер. Во время служения он перевел свою кафедру из Киева во Владимир и был похоронен в Успенском соборе, где поныне лежат его мощи. До 1308 г. на Руси не было митрополита: «Церковь овдовела».
Ситуацией решили воспользоваться два великих князя. Великий князь Михаил Тверской (поскольку город Владимир был столицей на момент, когда митрополит перевел свою кафедру) считал: митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен. Соответственно следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий. Взяв икону, которую в свое время Петр подарил митрополиту Максиму, отправился в Константинополь получить благословение занять русскую митрополичью кафедру.
В то же самое время великий князь Волынско-Галицкий Юрий счел, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией. Решить этот вопрос можно было только в Константинополе. Посланцем стал Петр, которого великий князь считал своим духовным наставником. Он вез письмо-обращение к Патриарху о возведении Волынско-Галицкой епархии в статус митрополии.
И первым в Константинополь прибыл Петр. Они беседовали с Патриархом Афанасем, и он нашел Петра достойным для возведения на кафедру митрополита Киевского и всея Руси.
Когда же прибыл Геронтий, Афанасий побеседовал и с ним, но решения не изменил. Так именно Петр стал митрополитом. У Геронтия забрали все, что должно принадлежать митрополиту, в том числе ту икону, которую Петр подарил некогда митрополиту Максиму, и отдали его преемнику. Митрополит Петр отправился в Киев.
Пробыл там лишь год. Угроза, из-за которой Максим в свое время перевел кафедру во Владимир, по-прежнему была сильна (ведь Киев находится на крайнем Западе земель Русских и часто подвергался нападениям разных государств, разных племен). В 1309 г. митрополит Петр вместе со своим клиром тоже направился во Владимир.
Но Великий князь Владимирский Михаил Тверской все еще помнил обиду; тут прибыл кто-то ему совсем неизвестный. Не лучше ли сделать так, чтобы его вообще не было? В этом поддержал князя Владимирский епископ Андрей, начав писать на митрополита Петра жалобу за жалобой.
В Константинополе попытались разобраться, почему так много жалоб, патриарший представитель был направлен во Владимир. Расследование, к неудовольствию Михаила Тверского, выявило лишь, что жалобы — клевета. Петр остался митрополитом.
Митрополит понимал, что раздражает князя. Во Владимире не задерживался, разъезжал по епархиям, в том числе и в Московскую. Останавливался на своем подворье в Крутицком монастыре. Москва того времени ограничивалась пределами нынешнего Кремля. Крутицкий монастырь был далеко за пределами города.
Иван Данилович (или Иван Калита) стал общаться с Петром и почитать за своего духовного наставника. Чтобы им общаться чаще, Иван Данилович построил для митрополита подворье прямо в Кремле. Петр по приезде в Московскую епархию останавливался уже здесь.
Но митрополит искал уединенной молитвы. Разве это было возможно в Кремле? И тогда Петр выбрал место для нового монастыря. Теперь на этом месте — Высокопетровский монастырь. Тогда здесь был глухой лес. Рядом протекала река Неглинная. Эти места могли напоминать ему родные Волынские. Здесь он основал небольшой монастырь и построил храм в честь своего небесного покровителя, апостола Петра. Но поскольку апостол Петр вспоминается вместе с апостолом Павлом, храм был назван во имя апостолов Петра и Павла.
Хотя Петр оставался митрополитом Киевским и всея Руси, дольше всего он пребывал в Москве. Во многом это можно объяснить напряженными отношениями митрополита с Михаилом Тверским и, напротив, расположением к нему московского князя Ивана Калиты.
Так зародилась идея перенести митрополичью кафедру в Москву. Правящим князем был не Иван Даниловия Калита, а его старший брат, Юрий Данилович. Последний считал, что по своей родовитости великим князем должен быть именно он, а не Михаил Тверской. Но поскольку Русь была под татарским игом, именно татарский хан решал, кому быть «великим».
Когда Юрий Данилович уезжал из Москвы в ставку татарского хана, возил ему подарки. С 1315 по 1317 гг. жил в ставке татарского хана, женился на его сестре, Кончаковне, которая была крещена под именем Агафьи. Юрий Данилович оставлял правление на Ивана.
В 1325 г. Юрий Данилович был убит в ставке татарского хана, и Иван Данилович стал правящим князем, уже замещающим, но правящим, и предложил Петру официально перевести митрополичью кафедру в Москву.
Но митрополия по прежнему оставалась Киевской и всея Руси. Кафедральным же был Успенский собор в Киеве. После переводы кафедры во Владимир — кафедральным стал Успенский собор во Владимире. В Москве же Успенского собора не было. Тогда митрополит Петр просил Ивана Калиту о построении храма в честь иконы Успения Божией Матери и сказал ему:
— Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его и прославится Бог в нем.
Поскольку митрополиту Петру тогда было уже около 70 лет, Иван Калита решил срочно строить Успенский собор и, если митрополит умрет, похоронить его здесь, в Москве, и тем самым утвердить постоянство пребывания митрополитов в Москве.
Начали строить. 4 августа 1326 г. митрополиту Петру было видение, что он скоро умрет, тогда он собственными руками еще в строящемся соборе, в алтаре, выложил себе каменный гроб.
— За то, что сын мой упокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится, — сказал митрополит об Иване Калите незадолго до смерти тысяцкому Протасию Вельяминову, потому что князя не было тогда в Москве.
В 1326 г., 21 декабря (по ст. стилю) святитель умер и был похоронен в приготовленном им самим месте. У места его захоронения происходили чудеса — исцеления. Многочисленные свидетельства и по ходатайство Калиты стали основанием для того, чтобы в 1327 г. митрополит Петр был причислен к лику святых через несколько месяцев после своей кончины. В Церкви нет ни одного святого, который бы был канонизирован так быстро.
Так Петр оказался первым московским митрополитом и первым московским святым. В 1474 г. своды Успенского собора обрушились, мощи святителя Петра были найдены под обломками и перенесены в церковь св. Иоанна Лествичника. В 1479 г. собор был вновь отстроен под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, и святые мощи митрополита Петра торжественно были перенесены в него 24 августа (по ст. стилю), где пребывают и сейчас.
Источник: «Татьянин день»
Количество просмотров — 100