Предлагаем вниманию наших читателей путевые заметики Ангелины и Антона Чаловых, прихожан Домового храма св.мц. Татианы при МГУ, любителей путешествовать на автомобиле.
Путешествие состоялось в июне-июле 2016 года. Вторая часть рассказывает о продолжении путешествия.
АНГЕЛИНА И АНТОН ЧАЛОВЫ
День пятый
Утром мы традиционно сварили кашу, искупались с детьми в бассейне и озере да поехали дальше к границе с Армений. В зоне отдыха заодно набрали питьевой воды в наши уже полупустые баклашки.
По дороге покупаем вино грузинское. Тут нас одновременно посещает мысль — забыли дома штопор! Учитывая, куда мы ехали, это настоящая глупость, но что делать — неопытные.
Подъехали к границе, поняли, что скопления машин нет, ожидали, что пройдем границу быстро, в общем-то, мы её, действительно, прошли быстро, за час. Но могли пройти еще быстрее, если бы грузины на выезде не обратили внимание на вмятину на задней двери багажника нашей машины, которую нам сделали на парковке еще в 14 году в Москве. Мы вызвали подозрение тем, что вмятина выглядит свежей. Полицейские решили, что мы попали в аварию в Грузии и теперь так быстро спешим в Армению, дабы избежать ответственности. Особенно нам не верили, что вмятине два года, так как она не “зацвела”, и краска практически не сошла, а должна была непременно сойти, машину ведь мыли, да и время прошло. Вели себя полицейские пограничники откровенно по-хамски. В какой-то степени я их понимаю: провели один день в их стране и теперь резко в наш основной пункт назначения едем. Они исполняли вроде как свои обязанности должностные, но всё это было приправлено неприятными комментариями, подмигиваниями в наш адрес, фразами, что мы их обманываем, доказать ничего не можем, и всё в таком духе. Мы попросили их все проверить, сделать запросы, были ли аварии с нашим участием, запросить фотографии с границы на въезде, где было бы видно, что машина уже с повреждением. Но, видимо, такой возможности у них не было, и нам обещали большие проблемы.
Аля: «Нервничали мы все очень, Антон уже местами вел себя очень эмоционально, мне, честно говоря, было просто очень страшно, что навязать людям можно по сути любое “преступление” — было бы желание. Каким-то чудом я вспомнила про телефон и свою привычку иногда фотографировать машину и слать Антону, мол, как хорошо я припарковалась. Но нужная нам фотография никак не находилась, всё не тот ракурс, но наконец нашлась, где очень хорошо было видно вмятину, а еще лучше было видно, что это типичная московская многоэтажка».
Поверили в итоге телефону. Извинения принес только один полицейский. Это было крайне неприятно, за четыре года посещения Грузии с таким отношением мы еще не сталкивались. Но зато получили опыт общения и такой. Оказывается, случайные фотографии здорово выручают. Границу в Армении прошли очень быстро, нас и не осматривали толком. Настроение немного подавленное, мысли всякие лезут в голову грустные.
Проезжаем приграничный поселок и сразу оказываемся на перекрестке. Ереван налево, а нам направо в Лори. Здесь нас ждет первая порция архитектурных памятников. Едем вдоль реки Дебед на запад.
Ахтала
Первым на пути у нас появляется Ахтала — монастырь и крепость. Съехав с главной дороги мы проезжаем через одноименную деревню мы попадаем к комплексу, стоящему над долиной на скале.
В X в. крепость Пгндзаанк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Надпись на хачкаре сообщает о возведении в 1188 году Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, церкви Пресвятой Богородицы. В начале XIII века атабек Иване Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода Закарянов, влиятельное лицо при дворе грузинской царицы Тамары, перешедший из Армянской апостольской церкви в лоно Грузинской православной церкви, передает монастырь халкидонитам и перестраивает армянский храм.
Это событие радикально изменило интерьер церкви. В Григорианских церквях почти не бывает росписей. В этом мы многократно убеждались позднее. Здесь же весь храм был расписан в XIII в. Исследователи считают, что расписывали не менее восьми мастеров. Среди них были как армяне, так и грузины. Последние расписали западную стену. Даже нам, не специалистам, в этой теме бросилась в глаза разница в письме.
Едем искать место для стоянки, по пути заезжаем в кафе к местным жителям. Очень радушное семейство. Нас встретил хозяин Андроник со своей мамой и двумя детьми: Марьям и Геворком. Ребята явно пытались найти общий язык с нашими детьми. Нам приготовили армянский кофе, принесли шашлык, салат, сыр и хлеб, минералку. Традиционный сытный обед. А вкусный крепкий кофе — верное средство после дороги. Заодно спрашиваем, где можно поставить палатку в районе Ахпата или Одзуна. Андроник тут же звонит знакомому священнику, который договаривается с другим священником, и нам разрешают поставить палатку на территории храма в Одзуне. Язык до Киева доведет. Приезжаем на место, нас уже ждут, приятно.
Одзун
В отличии от церкви в Ахтале храм в Одзуне встретил нас без живописных дополнений в виде деревьев, травы и мха на крыше и стенах. Причиной тому стала законченная два года назад реставрация. Говорят, не было бы реставрации храм мог рухнуть в любую минуту. Местами осадки смыли весь раствор и камни держались на честном слове.
Церковь Пресвятой Богородицы (VI в.)
Церковь Пресвятой Богородицы раньше была центром монастыря. Теперь это сельская приходская церковь. По мнению искусствоведов базилика была построена в VI в., однако настоятель указывал нам части IV и V веков. Впоследствии она многократно перестраивалась. Последним штрихом стали две звонницы в восточной части храма надстроенные в XIX в.
Нас эта церковь удивила цельностью образа при, казалось бы, совсем простых формах и незамысловатой композиции. Можно сказать что это архаика армянского церковного зодчества.
Рядом стоит памятник-надгробие выполненный в форме двухарочной аркады на ступенчатом основании. В арках помещены стелы с рельефами. На западных и восточных гранях помещены Евангельские сюжеты и сюжеты повествующие о распространении христианства в Армении, а на северных и южных гранях — геометрические и растительные сюжеты.
Совершенно неожиданно в тысячах километров от Москвы встречаем Виталия Сусленкова, моего коллегу из гимназии и большого специалиста по античному миру и искусству. Мир тесен! Быстро и слаженно ставим лагерь, делаем легкий ужин с фруктами и вином. Угощаем местных, ведем долгие разговоры за жизнь до самой ночи. Дети сопят в палатке, уставшие и счастливые. Один местный уверяет, что точно видел Антона в Москве в районе Химок или Речного вокзала, что якобы Антон показал ему, как куда-то доехать. Пусть будет и такая легенда. Ловлю себя на мысли, что путешествия- это не только дороги, красивые виды и достопримечательности, а еще и люди вокруг, разные люди, и разговоры разные обо всем на свете, жизненно это все очень.
День шестой
Утром нас встречает потрясающий вид, рассвет в горах, вид из палатки невероятный.
Нам так нравится место, что решаем остаться тут на еще одну ночь и просто выезжать смотреть монастыри храмы поблизости. Заодно устроили небольшую стирку.
Ардви
Первым делом мы поехали на запад в село Ардви. Как и Одзун оно расположено на пологом плато над рекой Дебед. На окраине села стоит монастырь Србанес. К нему, оставив машину в центре села у фонтана мы отправились пешком. Монастырь маленький, состоит из крошечной церкви св. Ованеса и колокольни также не выдающихся размеров. Около алтаря, под каменной плитой покоится основатель монастыря — католикос Ованес III Одзнеци (Имастасер).
Монастырь Србанес (арм. Սրբանեսի վանք) в селе Ардви (VIII-XVII в.)
Чего не отнять у этого места, так это живописности. Из покосившихся объемов церковных построек, стоящих на небольшом, но крутом холме где только возможно пробиваются зеленые побеги. Кладка обветрилась и своей фактурой мало отличается от соседних скал. Вокруг высажены плодовые деревья, а чуть ниже звенит ручей. И везде травы всех мыслимых оттенков. На соседнем пригорке — кладбище со множеством хачкаров. И всё это на фоне поросших лесом гор. Вид завораживает! «Цвет граната» Сергея Параджанова снимался в том числе и здесь. Не случайно.
Все посещенные до этого момента памятники располагались на северном берегу реки Дебед. Пришло время спуститься в каньон и перебраться на противоположный берег. Проезжаем через центр армянской медной промышленности город Алаверди.
Санаин
Над Алаверди находится один из самых известных армянских монастырей — Санаин (арм. Սանահին). Этот монастырь относится к зрелому периоду армянской архитектуры. Построен он был в X веке и сразу стал одним из важнейших духовных центров. В X-XI веках численность братии составляла до 500 человек, среди которых были и видные учёные того времени. В это время школа монастыря была преобразована в чемаран — академию. Здесь же была библиотека, имелся скрипторий, где переписывались книги.
Гавит Сурб Аствацацин (1211 г.)
Именно здесь нам впервые встретились просторные гавиты пристроенные к храмам с запада. По сути это аналог нашего притвора, только очень большой. Встречается три основных конструктивных типа — четырехстолпный зал с арочно-сводчатым перекрытием, многостолпный трехнефный зал и бесстолпные зал с покрытием на перекрещивающихся арках. Первые два варианта как раз встречают нас в Санаине. Трехнефный гавит церкви Аствацацин является связующим звеном комплекса. Из него, как видно на нижепредставленных планах можно попасть в обе церкви (в Сурб Аменапркич через ее собственный — четырехстолпный гавит), академию, а также в галерею библиотеки.
На мой взгляд — именно интерьеры гавитов и составляют основную ценность Санаина. Пол, стены и своды сложены из темного камня, но тем не менее именно они создают место для игры света, который проникает в интерьер из немногочисленных отверстий где в стенах, где в потолке. Свет многократно переотражается от всех поверхностей и тем самым пропитывает помещение.
Интерьеры храмов малопримечательны. Оба соответствуют каноническому типу Армянского храма. В основе лежит знакомая всем крестово купольная система за единственным, но значимым отличием: все четыре угловые ячейки отгорожены от основной части храма. В каждом таком углу находится маленький алтарь и чаще всего не один, а два расположенные в два яруса. К верхнему ведет крутая, часто консольно торчащая из стены лесенка. Зрелище поражавшее меня каждый раз.
Дополняют ансамбль монастыря колокольня, библиотека и часовня Григория Просветителя. Часовня имеет нехарактерную для армянских храмов круглую в плане форму. Не менее интересна библиотека. В плане квадратная она перекрыта многогранным сводом со световым окошком. Удивляют конструкции подпирающие свод. Это четыре колонны расположенные посередине каждой из стен попарно соединенные арками. И уже на эти арки повернутые относительно плана на 45° через паруса опирается купол. Я впервые встретил такое.
На юго-восток от монастырского комплекса на склонах находится кладбище. Тут можно встретить как княжеские усыпальницы — ровесницы монастыря, так и современные памятники ничем не отличающиеся от тех что ставятся на кладбищах Подмосковья. Отсюда же, если приглядеться, можно увидеть на соседнем склоне монастырь Ахпат. Именно туда мы и отправились следующим делом.
Ахпат
Монастырь Ахпат (арм. Հաղպատ) основан в 976 г. царицей Хосровануш. Центром композиции является собор Сурб Ншан (Св. Знамения, 972-991, 1016). Как и положено — с запада к нему примыкает жаматун (гавит). С северной и восточной сторон собор обрамляют галереи связывающие его с книгохранилищем и гавитом Амазаспа. Жаматун собора, а также книгохранилище и трапезная построены по одному принципу впервые встреченному нами именно в Ахпате. Их основной объем бесстолпный, как бы трехнефный, перекрыт сводами поддерживаемыми попарно-пересекающимися арками опирающимися на пилястры или колонны. На средокрестие опирается световой купол, причем в гавите Сурб Ншан в нем повторяется конструкция с арками. Нетривиально. Подобную конструкцию много позже будут использовать и в России. Мне она попадалась например на подворье Киево-Печерской лавры в Санкт Петербурге. Гавит Амазаспа по формам более традиционный — четырехстолпный, зато самый крупный из подобных сооружений в Армении. С запада к нему примыкает маленькая церковочка, но есть ощущение что она появилась лишь для формального сохранения типологии. То есть здесь не гавит пристроен к церкви, а наоборот.
На фронтоне восточного фасада собора Сурб Ншан находится рельефное изображение ктиторов — царей Смбата и Кюрикэ (Гургена)
В отличие от скрытого в тени деревьев Санаина, Ахпат стоит на открытом плато. Плато это имеет изрядный наклон и колокольня, самый восточный элемент композиции, стоит на уровне крыш книгохранилища и гавита Амазаспа у которых по сути нет фасада с этой стороны. Необычные ощущения.
Нагулявшись по монастырям едем к нашему лагерю. По пути покупаем еду: сыр, мясо, овощи. Аля быстро приготовила обед-ужин. Никуда не хочется торопиться, просто хорошо, погуляли с детьми по поселку, потом к нам пришли местные мальчишки, и Гриша пытался играть с ними в футбол и съедобное-несъедобное.
День седьмой
Утром мы собрались очень быстро, отметили про себя, что с каждым днем опыт сборов растет. Завтрак был более простой, свежий хлеб с сыром, печенье, фрукты и кофе. Дети сами помыли посуду. Набрали питьевой воды — в Армении с этим проблем нет — повсюду краны с чистой горной питьевой водой. Собираем лагерь. Следующая остановка предполагается на берегу озера Севан. В его сторону и едем, а по пути смотрим древний храм Богородицы в селе Воскепар на границе с Азербайджаном.
Воскепар
Хотя церковь и стоит в прямой видимости от дороги подъем к нему дался непросто. На открытом солнце — жарко, коляску бросили где-то на полпути. Гриша удивляется, как вообще люди живут при такой жаре.
Храм стоит на склоне небольшого холма невдалеке от села Воскепар. Сразу за храмом мы обнаружили колючую проволоку — дальше начинается Азербайджан. Выше — на холме, на армянской территории стоят полуразрушенные дома азербайджанцев, то ли бежавших, то ли выселенных во время войны.
Сам храм не велик. Он был выстроен VI—VII в.в. из местного фиолетоватого фельзитного туфа. В плане храм представляет собой крест к которому с востока были пристроены две невысокие (одноярусные) апсиды настолько длинные, что выдаются за основную грань фасада. Крыша церкви менялась. Раньше она была черепичной, теперь каменная. Возможно купол имел раньше не пирамидальное, а более сложное завершение.
Макараванк
Следующий наш пункт монастырь — Макараванк. Расположен он в горах над селом Ачаджур. Указателей к нему нет, местные подсказали, как проехать. Дорога очень плохая, следуем правилу — если сомневаемся, то едем только вверх. Несколько раз чиркали днищем. Но трудности стоили того. Оставили машину в тени раскидистого дерева с огромными корнями — дети сразу на него залезли. Местный священник провел для нас экскурсию, очень подробно и интересно, жаль только что на ломаном русском, рассказал про монастырь. В монастыре чувствовалась жизнь духовная, трепетное отношение. И расположение живописное.
Сам комплекс монастыря не велик. Сформировался он вокруг крестовокупольной церкови X в., к которой в XIII в. был пристроен гавит. Одновременно к югу от гавита был построен большой зальный храм Сурб Аствацацин (арм. Սորբ Աստվածածին եկեղեցի). Дополняют композицию отдельностоящие центрическая восмигранная церковь на круглом основании и часовня в восточной части монастыря. Церкви построены из темнорозового андезита и красного туфа со вставками из зеленого камня.
Здесь мы познакомились с еще одной особенность армянских церквей впоследствии часто встречавшейся. На камнях тщательно вырезаны надписи. Встречаются фрагменты и в несколько слов, и длинные тексты. Насколько мы поняли это такая каменная летопись. Детей впечатлила очень резьба по камню, разнообразная библейская символика, сюжеты.
Осмотрев монастырь и напившись воды из источника мы садимся в машину и аккуратно спускаемся по разбитой дороге к шоссе в долину.
Гошаванк
Монастырь Гошаванк (арм. Գոշավանք), или Нор Гетик (арм. Նոր Գետիկ) был построен в конце XII в. на месте разрушенногоземлетрясением монастыря Гетик. С названиями все довольно просто. Нор Гетик — новый монастырь на реке Гет. Название Гошаванк появилось чуть позже — после смерти основателя — Мхитара Гоша. Композиция монастыря традиционна, сформирована вокруг главного храма — Сурб Аствацацин 1191-1196 г..
Общий вид монастыря. Слева направо: книгохранилище, Сурб Аствацацин, Сурб Григор Лусаворич
С запада пристроен гавит, с севера и юга собор окружают несколько церквей меньшего размера. Интересна двухуровневая церковь-звонница с книгохранилищем в нижнем ярусе. Сейчас в монастыре идут реставрационные работы — главная церковь уже получила новую кровлю. Судя по всему на очереди еще две церкви пока что щеголяющие стеклянными времянками на металлическом каркасе. Они выглядят не аутентично, зато дают много света в интерьере, и это дорогого стоит! Традиционно одна из меньших церквей посвящена Григорию Просветителю. В данном случае это совсем небольшая однонефная базилика. Один из находящихся здесь хачкаров считается самым красивым в Армении. Мы не смеем спорить — работа искусная!
Очень жарко! Перед посадкой в машину останавливаемся в тени и съедаем по мороженному.
Движемся дальше к Севану. На подъезде к Дилижану останавливаемся в придорожном ресторанчике. Место приятное — выбираем столик на улице под навесом в глубине двора. Долго не задерживаемся — еще ехать и ехать.
Проезжая мост в центре Дилижана замечаем скульптурную композицию — герои Евгения Леонова, Фрунзика Мкртчана и Вахтанга Кикабидзе из «Мимино» стоят вокруг источника. По рекомендации друзей решили зайти в местный краеведческий Музей.
Прибыли мы туда достаточно поздно, в 7 часу, но нам открыли двери и разрешили посмотреть экспозицию. Грише очень понравилось в музее, а Федя постоянно баловался, не умеет он пока вести себя в музеях. Не может сдержать себя, все время лезет через ограждение, что-то роняет. Интерьер музея светлый, наполненный солнцем. На двух этажах несколько залов, в холле второго этажа проходят занятия с детьми, о чем свидетельствуют неубранные мольберты и запах краски.
Невероятно красивая дорога из Дилижана на Севан. Когда мы поняли, что уже пора ставить палатку, было достаточно поздно, хотели успеть до темноты. Поэтому искать дикое и уединенное место сил и времени не было. Нам за символическую плату дали место под палатку в небольшой цивильной зоне отдыха. В 50 метрах от озера. Это была неожиданно самая холодная ночь за наше путешествие с палаткой.
Источник: личный сайт семьи Чаловых.
Количество просмотров — 139