Публикации прихожан / Церковный календарь

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

НАТАЛЬЯ ЛОСЕВА

10 сентября 2014 года

 

Наступает день, в который всегда и непреложно строгий пост. 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Чудовищной и отвратительной казни, организованной двумя женщинами. Меня потрясает эта история своей непоправимостью, дерзостью, подлостью. Бессмысленностью и несправедливостью. Трусостью Ирода и мерзостью Иродиады. Но еще больше — достоинством и безропотностью св. Иоанна. Он, пророк, не мог ведь не знать, чем кончится вечер.

… Ирод, нищий тиран, известный определенной распущенностью и при этом странно тяготевший к религиозным тайнам, одновременно ненавидел, боялся Иоанна Крестителя и испытывал суеверное любопытство к нему. В тот день он потребовал пророка к себе. Иоанн пришел- поджарый, суровый, благородный. Одетый по-пустынному : в волосяном плаще с кожаным поясом. Говорил просто и сухо. То, что знал и думал. Не обличал, рассказывал.

В том числе в том, что не должно Ироду иметь связь с женой брата своего, Филиппа, хитрой и развратней Иродиадой. Ирод был привязан и зависим. Но и слова Иоанна обладали невероятной действующей силой.

Был пир. Были в моде танцовщицы. Ирод даже построил когда-то роскошный балетный театр (Thymela). Гости возлежали, Иоанн стоял… Иродиада, умная, расчетливая, ненавидящая Иоанна, знала, что делать. Когда захмелели от вина, жары и сытости гости, выпустила танцевать свою дочь от прежнего мужа, роскошную Саломию. Она «вышла, плясала, и угодила Ироду и возлежавшим с ним».

«Проси, чего хочешь»- вопил пьяненький разомлевший Ирод. Саломия бросилась к матери: «Чего просить?». Иродиада знала.

«Хочу, чтобы дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя».

В западной живописи разных эпох этот танец Саломии и трусость Ирода, не посмевшего отказать, станет одним из самых частых и драматических сюжетов. В нём еще нет ни немедленного возмездия, ни восторга и предчувствия скорой Пасхи. Только глухое горе, только тягучий ужас безысходности. И тем не менее мастера готики, возрождения и барокко будут писать и писать Саломию, и выбор Ирода и голову безропотного пророка.

А в русской северной традиции появится драматическая деревянная скульптура: «Глава Иоанна Крестителя на блюде».

Вот такую, например, позапрошлого века, я нашла в далеком заволжском селе Георгиевское.

 

10612917_10203956477266549_4380904829791134414_n

… Зачем нам все это? Наверное, чтобы просто помнить: даже если кажется, что жертва в тот момент безнадежна, она не бессмысленна.

 

Источник: личный блог Натальи Лосевой в социальной сети Facebook

 

 

 

 

Количество просмотров — 137

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.