Портрет Петра Столыпина. И. Репин (фрагмент), 1910 год
ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
10 июля 2016 года
Вот уже лет 30 лет (со времен солженицынского «Августа Четырнадцатого»), как слышу из самых разных групп наших элит разговор о том, что нам срочно необходим новый Столыпин, который бы сочетал в себе качества реформатора, православного патриота, государственника, жесткого борца с революциями, гибкого руководителя, поборника всеобщего образования, равенства граждан России перед законом.
Но воз и ныне там.
У нас даже есть «Фонд изучения наследия П.А. Столыпина», делающий большую просветительскую работу и пытающегося осмыслить успехи деятельности русского реформатора.
Нельзя, конечно, говорить о бездумном перенесении всех реформ премьер-министра Российской
Империи в сегодняшнюю реальность. Хотя некоторые последователи Столыпина считают, что некоторые его проекты актуальны и сегодня: например, он считал, что развитие тяжелой промышленности должно опираться на развитую легкую и пищевую промышленности, что Россию нужно покрыть сетью не только железнодорожных, но и шоссейных дорог, что в политическом преобразовании страны необходима развитая система местного самоуправления.
Вообще П.А. Столыпин (1862-1911) при всем своем консерватизме был безусловно либералом. Главное в его «крестьянской» реформе было уравнивание крестьянства (80% населения) со всеми другими сословиями. Кроме того, он видел в крестьянстве создание главенствующего сословия для осуществления земской реформы: «Этот свободный крестьянин-собственник будет основой местного самоуправления, начиная с самого низа: поселкового, волостного».
В интернете существуют сайты с большим количеством мудрых высказываний и афоризмов этого великого человека, но не нашел там цитат, связанных с его отношением к вере, религии, Православию, хотя знаю по воспоминаниям современников, что он был глубоко верующим человеком.
Восполню этот пробел несколькими цитатами.
«Каждое утро я творю молитву и смотрю на предстоящий день как на последний в жизни…»
«Я верю в Бога и знаю наверное, что все, мне предназначенное, — я совершу, не смотря ни на какие препятствия, а чего не назначено — не сделаю ни при каких ухищрениях. Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать».
Выдержка из речи в Думе:
«Вы видели, как истово молится наш русский народ, вы не могли не осязать атмосферы накопившегося молитвенного чувства, вы не могли не сознавать, что раздававшиеся в церкви слова для молящегося люда — слова божественные… Наша задача не состоит в том, чтобы приспособить Православие к отвлеченной теории свободы совести, а в том, чтобы зажечь светочь вероисповедной свободы совести в пределах нашего Русского Православного государства… Помните, что вероисповедный закон будет действовать в Русском государстве, и что утверждать его будет Русский Царь…»
Когда в 1911 году в киевском городском театре прозвучал роковой выстрел Д. Богрова, после которого Петр Аркадьевич произнес: «Счастлив умереть за Царя», ему было всего 49 лет.
Количество просмотров — 58