Летопись храма

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА НА ФАСАДЕ ХРАМА

27 марта 2009 года на фасаде храма установлена мемориальная доска в память о двукратном освящении храма: митрополитом Филаретом (в 1837 г.) и Патриархом Алексием II (в 2004 г.). Автор проекта — скульптор Алексей Морозов. Мемориальную доску освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего.

 

Предлагаем нашим читателям беседу журналиста интернет-издания «Татьянин день» Марии Хорьковой с автором-скульптором мемориальной доски Алексеем Морозовым, состоявшуюся в марте 2009 года.


 

 

Вектор социального заказа

 

— Алексей, как Вы получили этот заказ?

— Ко мне обратился ректор Виктор Антонович Садовничий с просьбой создать мемориальную доску для храма мц. Татианы. Причем этот заказ должен был стать достойным вкладом в современное искусство, в каком-то смысле — градостроительным актом. Сама мемориальная доска в данном случае получалась немножко нестандартной. Обычно, когда мы говорим о мемориальной доске, представляется некая табличка, которая говорит нам о памятной дате и имеет какую-то художественную составляющую, как правило, очень ограниченную: профиль знаменитости, персонажа, надпись…

В данном случае нужно было учитывать, что это алтарная апсида (это главное), и что она выходит на Манежную площадь, на Моховую улицу. Там очень серьёзный архитектурный вектор, начиная с дома на набережной через дом Пашкова, Кремль, Манеж, библиотеку имени Ленина, вплоть до реконструированной Щусевской гостиницы «Москва». То есть, присутствует такой государственный, державный вектор, который архитектурой в данном случае доказывается.

Потом — это университетский храм. Причём он построен в стиле московского высокого ампира. Все предпосылки, которые были изначально, говорили о том, что нужно делать вещь, которая максимально органично смотрелась бы в этой парадигме. Конечно, это должен быть некий вклад. Основной вопрос, который мы обсуждали — каков должен быть язык? В данном случае я по-своему ответил на этот вопрос.

 

Культура латинской учености

в монументальных формах

 

Барельеф достаточно большой — метр шестьдесят в высоту, метр двадцать в ширину, это монументальная форма. Эстетический адрес — латинские памятные доски, римские. Они были бронзовые, мраморные, любые, делались совершенно по разным поводам. Это определённая культура, архетип. Почему именно латинская? Потому что университетская культура — это изначально культура латинской учёности. Так или иначе, институция университетов сформировалась при монастырях, причём при монастырях греко-латинских, монастырях классической средиземноморской культуры.

И на нашу почву это тоже было принесено через Греко-славянско-латинскую академию,  корни у нас те же самые, и учёность европейская базируется на учёности римской, афинской. Мало того, по сути ведь все классические стили — и ампир, и классицизм — базировались на греко-римских ордерах, то есть были связаны с культурой средиземноморской классической античности. Мало того, святая мученица Татьяна — эторимская святая третьего века, святая римской античности по сути, то есть, человек той самой культуры, культуры античного Рима. Она пострадала в эпоху Александра Севира, и это ещё не падение Рима, это высокий Рим. Дух Святой должен обязательно быть отображён в образе. Очень важно решение о том, что эту мемориальную доску должен венчать образ мученицы Татьяны. Это абсолютно правильное решение, бесспорное в данном случае.

В то же самое время можно сколько угодно опираться на любые эстетические адреса и корни, но язык должен быть авторским в любом случае, должно быть некое переосмысление.

 

— Из какого материала будет барельеф?

— Материал будет современный, композитный. Это аналог Бьянко Каррара, белого мрамора из Каррарского разреза, самого главного статуарного мрамора всех времён и народов. Природный мрамор не очень хорошо живёт в нашей среде. Именно по этой причине мраморных скульптур в России в экстерьере практически нет. В своё время они в Царском селе стояли, но это всё превращается в хлам очень быстро.

В данном случае в материале порядка 80% мраморной муки, и этот материал, дает немалые возможности для самовыражения художника. В то же самое время он  максимально точно соответствует нашей климатической зоне. То есть, он даёт возможность делать в России скульптуры в белом цвете, потому что бронза предполагает тёмный цвет или какое-то декоративное покрытие, серебрение, что практически «убивает» структурные характеристики произведения. Всё-таки монументальная скульптура — это или темная бронза или белый камень, потому что эти материалы максимально выражают пластический объём.

 

Мученица Татьяна и два архиерея

 

— Чему посвящен этот памятник? Какими эстетическими средствами Вы передаете его основную мысль?

— Это памятник событию, даже двум событиям, из которых одно повторяет другое. Святитель Филарет, митрополит Московский, освятил храм. Это было первое освящение. В силу всем известных причин храм некоторое время не был храмом. И наш почивший Патриарх Алексий Второй вновь его освятил, но так получилось, что освятил ещё и нижний престол во имя уже прославленного во святых митрополита Филарета. То есть, два этих архиерея связаны. Они связаны тем, что оба освящали этот храм, и второй освящал храм уже с престолом во имя первого. Связь тут железная.

По ощущениям это были два человека античной культуры, абсолютно.

Митрополит Филарет — это наше всё. Это же удивительно, что он жил и, более того, состоял в переписке с Александром Сергеевичем Пушкиным. Это были два абсолютно античных человека, в лучшем понимании античных. То есть, людей, для которых греко-латинская культура стала органичной составляющей русской культуры. Они фактически были проводниками классической культуры. Русский интеллектуал — он должен быть таким как митрополит Филарет. А митрополит Филарет не только интеллектуал, он ещё и святитель. Для меня вопросов нет о легитимности данной темы.

Всё это, конечно же, объединяет мученица Татьяна. Удивительно, что культ мученицы Татьяны получил распространение именно в России, больше нигде. В Риме даже мощей её нет. Так получилось, что в день памяти мученицы Татьяны был основан наш университет. Что самое интересное, на всех, даже католических, сайтах, когда пишут о мученице Татьяне, упоминают о её покровительстве студенчеству. Это удивительно, потому что она стала патронировать студенчество после того, как в России был основан университет. 

То есть, эта доска — памятник не митрополиту Филарету и не Патриарху Алексию, а событию. В данном случае получилось произведение современного церковного искусства, потому что действительно не хотелось делать какую-то замыленную, официозно стандартную вещь. Когда увлекаешься процессом, стоит помнить, что отчитываться будешь не перед градоначальником и не перед архиереем, а перед тем святым, в память которого ты это делаешь.

Источник: «Татьянин день»

 

Количество просмотров — 254

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.