Исторический календарь

Венчание на царство первого русского Царя Ивана IV Грозного

 

Григорий Александрович Любимов,  профессор МГУ

 

16 января 1547 г.  состоялось венчание на царство первого русского Царя Ивана IV Грозного.

До XV в. в русских княжествах власть князя в основном базировалась на представлениях и принципах, которые сложились в древней Руси, когда князь был главой военной дружины. Князь как полководец должен был щедро награждать своих вассалов военной добычей, давать им в «кормление» города и защищать их имущество от внешних врагов. В свою очередь вассалы должны были верно служить князю и в случае необходимости жертвовать за него своей жизнью. Власть князя опиралась на неписаные «законы» и правила, которые, тем не менее, были хорошо известны обеим сторонам.

С усилением роли Москвы и объединением вокруг нее русских княжеств произошло резкое усиление роли и власти московского князя. Взаимоотношения великого князя московского с другими князьями и близкими боярами постепенно приобрели черты взаимоотношений правителя и подданных. Тем не менее, авторитет и сила московского князя даже при Василии III, отце Ивана IV, еще не позволяли ему объявить себя самодержцем, т.е. правителем, которому принадлежит вся полнота власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Иван IV, еще будучи ребенком, наблюдал в своем окружении жестокую борьбу боярских кланов за власть и влияние на юного князя. Он тяжело переживал связанное с этим пренебрежение государственными интересами в угоду личным и много размышлял о смысле своего призвания. Ему были близки представления передовой части русского общества о том, что после падения в 1453 г. Византийской империи Русское государство должно принять на себя роль защитника Православной веры. Постепенно в его сознании выработалось твердое убеждение об исключительности положения, которое он должен занимать как Православный Государь, призванный Богом возглавить Православный мир.

В семнадцать лет неожиданно для окружающих Иван IV объявил о своем твердом намерении стать русским Царем-самодержцем. Воспринимая себя как приемника Византийских Императоров и ощущая мистический смысл коронации, Иван IV потребовал, чтобы чин его венчания на царство был таким же, как в Византии.

16 января 1547 г. произошло венчание на царство (коронация) первого русского Царя. Торжественный церковный обряд коронации включал в себя вручение Царю символов его власти (шапка Мономаха, скипетр), таинство Миропомазания и другие церковные обряды, в частности, провозглашение Царем Символа православной веры.
Весь торжественный ритуал венчания на царство должен был подчеркивать то, что Российское государство является законным наследником и преемником Рима  «ветхого» (императорского) и Рима «нового» (Византии).

Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. Миропомазание Царя во время коронации свидетельствовало православным людям о благодатном даровании ему Богом способностей, необходимых для нелегкого царского служения. Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды – в обряде Крещения. Начиная с Ивана IV, русский царь был единственным человеком в мире, над которым Церковь совершала это таинство дважды.

«Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем библейском смысле, Помазанника Божия» (В.О.Ключевский). Иван IV был искренне убежден в том, что не он, грешный человек, правит государством, а сам Господь через него проливает на Россию свою Благодать. Для него было очевидно, что его подданные такие же рабы и холопы, как он сам раб и холоп Божий. Он искренне верил в то, что только перед Богом несет ответственность за свои дела по управлению страной и духовному возрастанию народа. С этих же позиций всякое покушение на его власть и несогласие с его действиями он оценивал как вероотступничество и покушение на Самого Бога ( «Кто противится такой власти – противится Богу»). Отсюда следовало, что по отношению к людям, мешающим ему выполнять свои обязанности перед Богом, оправдано применение любых мер, в том числе и самых жестоких.

Царствование Ивана IV было сложным и противоречивым. Многие историки вслед за Карамзиным Н.М. (см.12.12) сосредотачивают свое внимание только на жестокостях, которыми оно изобиловало. Однако не надо забывать, что именно в этот период благодаря твердости Ивана IV в русском обществе произошли перемены, наложившие глубокий отпечаток на характер отношений государственной власти и дворянского сословия. Были сильно подорваны основы экономической и политической власти дворянской аристократии. Родовая аристократия уступила свое место аристократии «служилой», интересы которой были тесно связаны с интересами государственной власти. Были созданы органы сословного управления на местах, проводившие политику государственной власти.   В сознание общества глубоко внедрялось представление о том, что только сильная государственная власть может обеспечить порядок в государстве и гарантировать его самостоятельность и независимость.

Заслуга Ивана IV состоит в том, что он в законченном виде сформулировал и обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов, и в своей практической деятельности заложил и укрепил основы нового, не имевшего аналогов в других странах, гражданского общества, которое просуществовало в России вплоть до Революции 1917 г. Можно по разному оценивать преимущества и недостатки этого общественного устройства, но именно Русская монархия обеспечила России ее процветание на протяжении трех с лишним веков. Уничтожение Русской монархии в 1917 г. привело Россию на грань уничтожения как великой державы, и пока еще не ясно, удастся ли России преодолеть негативные последствия революционных потрясений ХХ века.

Источник: «Татьянин день»

Количество просмотров — 172

Метки:
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.