Протоиерей Владимир Вигилянский

ИНФОРМАЦИОННОЕ КИЛЛЕРСТВО КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ

ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ

27 октября 2015 года

 

15 лет назад под таким названием я написал статью, в которой проанализировал десяток журналистских материалов про наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона Шевкунова (ныне епископа). Тогда я скрупулезно и занудно на 7 страницах разоблачил десятки ложных обвинений в его адрес, появившихся одновременно в нескольких СМИ. Естественно, я показал этот материал отцу Тихону, и он попросил меня статью не печатать, не желая быть притчей во языцех. Понятное дело – монах.

Но там, в этой работе, были сформулированы принципы журналистской травли, которые на рубеже 1990-2000-х годов стали обычным явлением.

Почему я об этом вспомнил? Потому что сегодня появился первый информационный залп из киллерской пушки – и, что поразительно, мишень та же и все методы те же. Наш герой-киллер – Алексей Шабуров (страна должна знать в лицо своих лжецов и клеветников).

Процитирую начало той статьи, которую я написал в 2000 году:

«Понятие “информационного киллерства” в отечественной журналистике появилось совсем недавно в связи с участием СМИ в выборных кампаниях на стороне тех или иных кандидатов на государственные посты. Однако жанр этот существует уже давно, по крайней мере, в нашей стране. Особенно его любили советские газеты и журналы: только зазвучит приказ “фас!”, журналисты тотчас покорно вставали в стойку и строчили печатные доносы на “белогвардейцев” и “церковников”, “буржуев” и “попутчиков”, “троцкистов” и “врагов народа”, “безродных космополитов” и “убийц в белых халатах”…

Главной отличительной чертой этого жанра является то, что автор-журналист всегда чувствовал покровительство “группы товарищей”, которые вместе с ним участвуют в охоте и которые в случае чего не оставят его один на один с загнанной жертвой.

Другая особенность – это политическая подоплека печатной кампании, поэтому здесь всегда в ход шли политические ярлыки и немыслимые обвинения. Чаще всего печатная травля сопровождалась апелляцией к властям (раньше, в дореволюционной публицистике ее называли “апелляцией к городовому”), что является верным признаком иной, не менее эффективной формы уничтожения оппонента посредством уже иного жанра – доноса.

Третьей приметой является то, что цель кампании — не выяснение истины, а, наоборот, сокрытие или искажение ее.

Четвертое свойство жанра – полное отсутствие брезгливости в обсуждении личной, интимной жизни жертвы.

Пятый атрибут этого рода журналистики – отсутствие ссылок на источники информации, недостойные способы ее получения и использование слухов и сплетен.

Шестая черта – это шулерские подтасовки и передергивание фактов, и, наконец, элементарная клевета».

Очень печально, что наша либеральная журналистская братия все отчетливее обнаруживает себя как продолжательницу худших образцов большевистской печати.

12193739_452880928233676_6354914996726702359_n 2На фото: три архимандрита – Тихон (Шевкунов),  Иоанн (Крестьянкин),  Анастасий (Попов)

 

 Facebook

 

 

 

Количество просмотров — 480

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.