Протоиерей Владимир Вигилянский
3 августа 2015 года
С каждым годом убеждаюсь, что я недостаточно образован: плохо знаю историю и иностранные языки (хотя изучал английский, немецкий и французский), учился в двух институтах, а книг прочел мало, хотя у меня в личной библиотеке около 4 тысяч томов. А что читал, то многое забыл.
Ну, например, был недавно удивлен, узнав, что Петр Ильич Чайковский официально умер от холеры, хотя потом вспомнил, что читал это когда-то у Н. Берберовой, но не обратил внимания. Версия про холеру много раз подвергалась сомнению. Заболевание началось в 20-е числа октября (по новому стилю – в начале ноября), когда распространение болезни было большой редкостью. Кроме того, во время похорон гроб был открыт, что по санитарным нормам запрещалось. Многие современники считают, что отек легких и отказ работы печени были результатом самолечения, то есть скрытым самоубийством. Священник, пришедший к больному накануне смерти, не смог уже его поисповедовать – он бредил, впал в забытье…
Или другая история.
После моей публикации здесь в журнале (ред. личной странички в Facebook) о геноциде в Хорватии мне друзья рассказали о другом, самом массовом в истории человечества, случае геноцида на рубеже 19-20 вв. – в Конго, где была уничтожена половина населения (10 млн). А ведь я смотрел в Википедии тогда о геноциде, и там о Конго не было ни слова.
Поражает в этой истории вопиющее лицемерие короля Бельгии Леопольда II (1835-1909), который стал единоличным владельцем Конго, убедив лидеров европейских государств, согласившихся на Берлинской конференции (1885) отдать ему эту страну, чтобы он заботился о благе местного населения, улучшал моральные и материальные условия их жизни, боролся с работорговлей, поощрял работу гуманитарных, христианских миссий и научных экспедиций, а также содействовал свободной торговле в регионе.
Первым делом для этих целей он «приватизировал» в личную собственность все земли «Свободного государства Конго» (более 2 млн кв. км.) и сделал собственными рабами 20 млн человек, которые под надзором частной армии должны были добывать каучук и слоновую кость. За 20 лет Леопольд II стал одним из самых богатых людей Европы. Каучук приносил ему доход в 700% прибыли.
Король Леопольд слыл очень эффективным хозяйственником – он экономил на всем: не построил ни одной больницы для своих рабов, которые умирали от эпидемий десятками тысяч, призывал не тратить пули для казней, а убивать преступников другими способами. Кстати, для контроля за населением были наняты бельгийцами каннибальские племена.
В Конго были опробованы все «цивилизованные» способы массового насилия – концлагеря, детский труд, система заложничества, отрубание рук, в том числе и детям, за мелкие провинности (в назидании другим рабам), пытки, публичные насилование жен и дочерей на глазах мужей и отцов.
В начале 20 века в Европу и США стали просачиваться факты геноцида. Тогда король Леопольд приказал уничтожить все документы и архивы, связанные с его деятельностью в Конго. Тем не менее, именно известные писатели того времени оставили в истории эту трагедию: Артур Конан Дойль написал книгу «Преступления в Конго», а Марк Твен памфлет «Монолог короля Леопольда II в защиту его владычества», Джозеф Конрад издал популярную повесть «Сердце тьмы».
В Бельгии до сих пор любят своего короля за то, что он построил Триумфальную арку в Брюсселе, Ипподром и Королевские галереи в Остенде, но главное за то, что Бельгия аж до 1960 года обогащалась за счет Конго и стала, благодаря демократическим традициям, столицей Европейского союза.
На одном из памятников Леопольду II написано «Я начал работу в Конго в интересах цивилизации и ради блага Бельгии», на другом – «С благодарностью от конголезского народа за освобождение от арабских работорговцев».
Источник: Facebook
Количество просмотров — 39