В четверг шестой седмицы послепасхального периода, на сороковой день после Пасхи, воспоминается Вознесение Господне, увенчавшее земное служение Христово и предварившее ниспослание Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы.
Богослужение этого дня посвящено воспоминаемому событию, а также ожиданию праздника Пятидесятницы, являясь одним из «двунадесятых», т.е. 12 важнейших праздников церковного года.
Тропарь, глас 4
Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Тропарь праздника в исполнении хора Домового храма св. мц. Татианы при МГУ. Регент — Надежда Аристархова. Запись 21 мая 2015 года
Что изображено на иконе «Вознесение Христово»
На всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в какой придет судить вселенную. Спасителю в Вознесении более всего присуще имя Пантократор, что значит Вседержитель. Изображается Он сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, на которых асистом пишутся золотые лучи — образы божественных сил-энергий. Обе руки подняты для благословения, и не только руки, но и стопы (это не может быть выражено графически, но в стихирах праздника об этом говорится). Образ Спасителя заключен в мандролу, то есть в круги, представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным лучам. И все изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землей. Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками Ангелы, которые изображаются как бы несущими небесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле.
Синаксарь (гр. συναζάριον- сборник) – первоначально собрание верующих на праздник, в дальнейшем — собрание сведений.
Сев одетую Отца, превечное Слово
Веру крепчайшую Ты ученикам, преподал.
В тот же день, четверг шестой седмицы по Пасхе, празднуем Вознесение Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поскольку Господь, находясь прежде Своих страданий с учениками, обещал им пришествие Всесвятого Духа и сказал: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам (Ин.16,7), и еще: Когда же придет Он… то наставит вас на всякую истину (Ин.16,13), то и по восстании из мертвых являлся им сорок дней не постоянно, но время от времени, разделяя с ними пищу и питие и представляя воскресение делом наидостовернейшим. Наконец, возвестив о Царствии Божием, повелел им не отлучаться из Иерусалима, но, пребывая там, ожидать пришествия Всесвятого Духа, дабы креститься и от Него, ибо прежде они были крещены одною лишь водой от Иоанна Предтечи, хотя Епифаний Кипрский и рассказывал впоследствии, что Иоанн Богослов крестил Богородицу, а Петр и тот же Иоанн — прочих апостолов.
Оставаться же в Иерусалиме повелел для того, чтобы проповедь благовестия сперва утвердилась там, и апостолы, удалившися в иные места, не были бы с легкостью оклеветаны как лжецы, а еще потому что надлежало им, как неким воинам запастись здесь оружием Духа и после выйти на битву с врагами Христа. Но когда настало время Вознесения, Он возводит их на Масличную гору (которая называется так потому, что там насаждено множество оливковых деревьев, и беседует с ними про возвещение о Нем всем концам земли и про нескончаемое Его Царство в будущем. А поскольку видел, что и они в присутствии Пречистой Его Матери намереваются вопрошать о том, чему надлежит быть, приставляет к ним ангелов, которые изъяснят [предстоящее Ему] восхождение на небо.
И вот на глазах учеников взят был от них, когда приняло Его облако, и так, в сопровождении ангелов, повелевавших друг другу поднять врата небесные (ср.: Пс.23,7) и изумлявшихся багрянистости Его тела по причине крови (ср.: Ис.63,2), взошел на небо и воссел одесную Отца, обожив и, дерзну сказать, соделав богоподобной ту самую плоть, чрез которую мы по упразднении древней вражды примирились с Богом.
Ангелы же, приблизившись в человеческом образе к апостолам, говорили: «Мужи-галилеяне! Что стоите, дивясь и взирая на небо? Тот, Кого вы видите с плотью, Бог Иисус, снова придет так, то есть с плотью же, но не прежним образом, в бедности и безмолвии, а в великой славе и, сопровождаемый ангелами, как и ныне» (ср.: Деян.1,11). Тогда апостолы, перестав вглядываться в небо, возвратились с Масличной горы, ибо она находится весьма близко от Иерусалима — в двух тысячах сорока шагах, а это субботний путь (ср.: Деян.1,12).
Так законоположено было при Моисее — на столько шагов ходить в субботу, ибо скиния свидетельства отстояла от иудейского стана на столько же, а туда и в субботу разрешалось ходить для поклонения, но не удлинять переход, почему и называется тот путь «субботний» (ср.: Нав.3,4). Отсюда некоторые полагают, что и Христово Вознесение произошло в субботу, а между тем это заблуждение. Апостолы по возвращении поднялись в горницу, где и пребывали с женами-мироносицами и Матерью Слова, посвящая все время посту, молитве и молениям и ожидая, согласно обетованию, пришествия Святого Духа (см.: Деян.1,14). Вознесшийся во славе, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Икона «Вознесение Христово». Фотография 21 мая 2015 года
Иконостас Домового храма св. мц. Татианы. Икона «Вознесение Христово». 21 мая 2015 года
Дьякон Александр Растворов. 21 мая 2015 года
Алтарь Домового храма св. мц. Татианы. 21 мая 2015 года
Икона Божией Матери «Воспитание». 21 мая 2015 года
Справа налево: дьякон Александр Растворов, алтарники Алексей Миняйло, Владимир Панич и Александр Савченко. 21 мая 2015 года
Алтарник храма Александр Савченко. 21 мая 2015 года
Протоиерей Иоанн Лапидус и дьякон Александр Растворов. 21 мая 2015 года
Дьякон Александр Растворов. 21 мая 2015 года
Хор Домового храма св. мц. Татианы при МГУ. Регент — Надежда Аристархова. 21 мая 2015 года
Справа налево: настоятель храма протоиерей Владимир Вигилянский и клирик храма протоиерей Иоанн Лапидус. 21 мая 2015 года
Проповедь протоиерея Иоанна Лапидуса. 21 мая 2015 года
В публикации использованы:
Материалы из книги «Вознесение Господне» из серии «Православное богослужение». Москва, 2014 год.