Публикуем с незначительными сокращениями впечатления протоиерея Владимира Вигилянского о поездке в Крым в начале мая 2015 года.
Протоиерей Владимир Вигилянский
3 мая 2015 года
Улетаем с женой завтра в Крым на неделю – землю моего детства, землю моих друзей, землю моих предков, землю наших святых и наших царей, землю наших русских воинов-защитников, нашедших там свое последнее пристанище, землю наших писателей, поэтов и художников, создавших образ Крыма.
Крым – их, а потому и мой.
В правовом смысле – это безграмотно. Но есть смыслы, которые выше права.
4 мая 2015 года
Прибыли в Симферополь. Город моего детства встретил московской погодой (11 тепла, дождь, туман).
Пока ехали в Ялту, водитель, в пятом поколении крымчанин, рассказывал, как Киев сделал все, чтобы восстановить против себя жителей полуострова. В его родной Ялте приезжие «ударовцы» в феврале приехали, как хозяева, валить памятник вождя, не спросив об этом жителей.
«Пришлось показать им, кто здесь хозяева».
За перевалом погода оказалась совсем другой — 20 градусов, солнце!
В Ялте людей на улице — толпы, пробки в переулках. На пляже — дети с родителями, в том числе, судя по облику, местные татары.
Казалось, Ялту знаю хорошо, но в центре открываю новые улочки.
5 мая 2015 года
Совершили с друзьями (…) путешествие на яхте от ялтинского порта до Ласточкина гнезда. Рассказчиком был коренной ялтинец Геннадий: вся история Ялты — от тавров до сегодняшнего дня. Купола нового храма Михаила Архангела горели как огни маяка.
Радовался, что те надежды, которые укрепляли крымчан год назад, совсем не угасли.
6 мая 2015 года
Сегодня у меня в Крыму был насыщенный день. Побывал уже второй раз в Ливадийском дворце (первый раз шесть лет назад) — окунулся в историю страны и самые светлые годы (1910-1913) в жизни Императорской Семьи.
Экскурсовод поразил меня одной деталью: обычно храм пристраивают к дворцу, а здесь дворец пристроили к храму. Когда он сказал, что закладка особняка была 23 апреля 1910 года, я напомнил ему, что по новому стилю — это день Георгия Победоносца, то есть ровно 105 лет тому назад.
И еще один факт о Ливадийском Крестовоздвижеском храме. Когда в Ливадии умирал Император-миротворец Александр III в 1894 году, в Крым приехали его сын, будущий Император Николай II с невестой, принцессой Алисой Гессенской.
У постели умирающего русского самодержца тогда пребывал святой праведный Иоанн Кронштадтский. После кончины Александра III о. Иоанн принимал в храме присягу на верность престолу Российскому у Николая II.
И что еще важно, совершал чин перехода в Православие у будущей царицы Александры. Церковь при Ливадийском дворце соединила в тот год трех святых.
Был впервые еще и в Воронцовском дворце, в том, в котором жил во время Ялтинской конференции Черчиль.
Удивительно, что его почти не затронули исторические катаклизмы ХХ века: гражданская война, советский вандализм, немецкая окупация, украинское безвременье. Картины, скульптуры, артефакты — все вместе создают атмосферу духовного богатства русского аристократизма. Вообще роль графа Воронцова в истории Крыма бесценна. Небольшая деталь — пальмы, кипарисы, сотни видов растений, которые создают уникальную природу южного Крыма, были привезены из Италии и Греции сюда именно Воронцовым.
Кроме того, он привез сюда и художников, которые стали создавать ОБРАЗ Крыма как неотъемлемой темой русской культуры.
С тех пор Крым стал особой любовью русских художников: Айвазовский, Шишкин, Васильев, Левитан, Маковский, Мясоедов, Коровин, Куинджи, Билибин, Васнецов, Серебрякова, десятки других наших гениев.
Список писателей еще больше впечатляет: Пушкин, Жуковский, Грибоедов, Некрасов, Тютчев, Апухтин, Майков, Вяземский, Полонский, Фет, Л. Толстой, Чехов, Куприн, Волошин, Короленко, Шмелев, Сергеев-Ценский, Брюсов, Набоков, Бунин, М. Булгаков, Грин, Цветаева, Горький, Ахматова, Мандельштам, Пастернак, Маяковский, Зощенко, Паустовский, Аксенов. Многих, кого сейчас не вспомнил, наверняка пропустил.
Именно они, русские писатели и художники вписали Крым в мировую культуру!
Чтобы закончить впечатления дня, публикую фото из японского сада на окраине Фороса.
7 мая 2015 года
Сегодняшнее путешествие мы начали с массандровского храма святителя Николая и мученицы царицы Александры. Имена небесных покровителей храма говорят о сугубом попечении Царской Семьи при его строительстве. Он был освящен в октябре 1916 года, то есть за 5 месяцев до их ареста.
Архитектор Владимир Максимов (1882-1942) в советские времена был арестован. Исследователь его жизни и творчества опубликовал сочиненную им молитву:
«Да будет воля Твоя надо мною вовеки. Я знаю только, что жизнь моя, растленная страстями, ничего не стоит. Пороки мои требуют уврачевания всякими горькими скорбями… Все люди — мои благодетели, все люди — мои повелители, а я — раб всем. Труды мои должны быть смертельны, отдыха я не должен знать. Тело мое отдается на холод, голод, наготу, побои, огонь, смрад, духоту, болезнь, мучение. Удовлетворять потребности тела ч должен только в крайней нужде, когда Са Бог даст. Вот, что я знаю о себе, что мне нужно для себя, прося у Бога. О прочем просить только для людей».
Святой человек!
Никитский (раньше он назывался «Императорский Таврический казенный») Ботанический сад в 2012 году сад отпраздновал 200-летний юбилей. С филиалами, отделениями и угодьями он занимает около 1000 га.
Когда мы с Олесей была там 7 лет назад, работники сада горевали о том, что прибрежный участок сада с уникальным розарием с 2 тысячами сортов роз был продан под строительство коттеджей. Как это было знакомо нам, когда в 90-е распродавали уникальные леса в Подмосковье!
В этот раз мы познакомились с коллекцией кактусов, а потом — с коллекцией цветущей сирени.
Какую красоту Господь сотворил нам на радость! Благословенны те, кто хранит эту радость для потомков!
После Никитского Ботанического сада мы поехали сначала на гурзуфскую дачу Чехова, а затем вернулись в Ялту, чтобы посетить Дом-музей Антона Павловича («Белая дача») и дом Иловайской («Омюр»), где Чехов жил полгода, пока строился его дом.
Малолюдный Гурзуф прекрасен. Все здесь в ожидании сезона: готовят кафе к открытию, красят киоски…
Поразила маленькая дача, которую писатель завещал жене, — всего три крохотные комнаты с небольшой террасой, но с потрясающим видом на бухту и собственной лестницей к морю.
В ялтинском доме сохранилась атмосфера жизни русской творческой интеллигенции: скромность, гостеприимство, культ книг, картин, фотографий, растений в саду.
Высказывания Чехова:
«Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой».
«В Крыму уютнее и ближе к России».
«Крымское побережье красиво, уютно и нравится мне больше, чем Ривьера».
«Ялта лучше Ниццы».
8 мая 2015 года
Успенский мужской монастырь в Бахчисарае — еще одно чудо Крыма. Пресвятая Богородица хранила Крым в самые трудные времена. Будет хранить и вовеки веков!
Источник: страничка прот. Владимира Вигилянского в Facebook
Количество просмотров — 82