Протоиерей Владимир Вигилянский
Сегодня на Радоницу была панихида по приснопоминаемому Михаилу: 15 апреля – 250 лет со дня его кончины. Потом еще отслужили и литию у знаменитого памятника во дворе журфака.
Восторженное удивление перед могуществом Творца – вот жизненное кредо нашего национального гения.
Александр Пушкин о нем сказал, что он «сам наш первый университет», а Василий Жуковский, что он создал «наш поэтический язык».
Жизнь, творчество, научная деятельность Михаила Васильевича описаны и изучены досконально, оценены очень высоко – ничего не убавить, не прибавить.
Но вот, что меня заинтересовало в его биографии: общество первой половины 18 века не было таким уж классовым и кастовым, если бедняк-поморец мог стать статским советником, действительным членом Санкт-Петербургской Императорской и почётным членом Королевской Шведской академий наук.
Кроме того, он был первым русским ученым, который мужественно боролся с весьма распространенной в те времена на Западе русофобией, хотя долго жил в Германии и даже женился на немке, – весьма остроумно и доказательно отвечал коллеге по Российской академии наук профессору Миллеру (на его труд «Происхождение имени и народа российского») и знаменитому Вольтеру (на его бездарную и тенденциозную «Историю Российской империи»).
Вечная память русскому гению Михаилу!
Количество просмотров — 60