Протоиерей Владимир Вигилянский
В начале 1980-х, когда я делал первые шаги в Церкви, меня представили главе Издательского отдела Церкви митрополиту Питириму. Тот в свою очередь направил меня в группу, занимающейся изданием Миней. Среди них были молодые иеромонахи Андроник (Трубачев) и Феофилакт (Моисеев), с которыми я подружился. Они мне поручали составление кратких житийных справок о святых – 1-2 странички на машинке.
Для меня это дело было новым, и я стал изучать вопрос – засел в Ленинскую библиотеку, стал читать книги об агиографии. В первую очередь Е. Е. Голубинского «История канонизации святых в Русской Церкви» и В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник», кто-то дал мне западное издание Г. П. Федотова «Святые Древней Руси». В моей домашней библиотеке были знаменитое в те годы издание «Византийские легенды», отдельные тома «Житий святых» святителя Димитрия Ростовского, первые тома «Памятников литературы Древней Руси» под редакцией Д.С. Лихачева. В «Ленинке» я обнаружил закрытый каталог книг дореволюционной Московской Духовной академии с библиотечными шифрами. Я обкладывался книгами и писал житийные справки.
И вот, что я заметил: как и до революции, в издательском отделе царил «научный», «рациональный», «здравомыслящий» подход к этому жанру, всякие там чудеса, неправдоподобия, повторяющиеся сюжеты старались выкинуть, чтобы кого-то там «не раздражать». Я стал осторожно спорить с редакторами, доказывая, что жития – это церковно-литературный жанр, в которых многие факты несут художественные обобщения, образы, метафоры, притчи. Что к ним нельзя подходить с историческими мерками, как нельзя рассматривать иконы в качестве фотографий и документальных источников. Мои новые друзья-иеромонахи меня поддерживали, но с издательскими дамами-редакторами они сами ничего не могли поделать.
С этим рациональным подходом, к сожалению, я сталкиваюсь и сейчас, причем он весьма распространен среди духовенства. От одного игумена даже слышал: «Неужели вы верите этим сказочкам?» Из житий до сих пор выхолащиваются то, что не сообразуется со «здравым смыслом». Мне рассказывают, что в комиссии по канонизации святых постоянно возникает спор в связи с «необъяснимыми» фактами их биографий. Представляю, что бы они сделали с житиями преп. Марии Египетской, преп. Сергия Радонежского или свят. Спиридона Тримифунтского!
Источник: Facebook
Количество просмотров — 39