Протоиерей Владимир Вигилянский

Обида

 

Прот. Владимир Вигилянский

 

Одна православная газета попросила меня написать про обиду — кратенько. Я написал, но в газете были опубликованы всего лишь 3 абзаца. У меня никаких претензий нет — у газеты свои интересы. Публикую здесь целиком.

Нет ничего трагичней в нашей жизни, нежели раздоры в семье.
Зреют они долго, накапливаются, а потом взрываются и оставляют след на всю жизнь. Любой священник может свидетельствовать о том, что церковная среда – это не панацея от семейных столкновений, стычек, размолвок, разладов, ссор, распрей и даже разводов. 


Христиане знают точно, что причиной разделений является гордость, отсутствие смирения и кротости, неумение терпеть и прощать. Но теория не всегда приложима к конкретной ситуации, особенно когда каждая сторона чувствует себя правой, а в противоположной стороне видит явную кривизну. 
Здесь нужно разбираться.


Начнем с самой распространенной ситуации – с обиды.


Психологи считают, что чувство обиды возникает «вследствие рассогласования ожиданий о должном поведении обидчика с тем, как он себя вёл в реальности. То есть обида является результатом трёх умственных операций: построение ожиданий, наблюдение реального поведения, сравнение». 

 


Переведем это на жизненную картинку: сын ждал, чтобы отец похвалил его, а тот поругал – возникла обида. Жена думала, что муж увидит ее усталой и пожалеет, а он упрекнул ее за бездеятельность. Она обиделась. 


Но есть более сложные ситуации. Например, жена упрекает мужа в том, что он к ней более требовательно относится, чем к другим, разговаривает с ней жестко, иногда грубо, как никогда себе не позволяет в отношении с посторонними. Муж, конечно, не прав – в нем отсутствует то, что в старину называли предупредительностью. Апостол Петр назидал мужей: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр. 3, 7). Но и жена со своими упреками поступает не смиренно. 


Если в семье все друг у друга просят прощения, то ссоры не накапливаются. Надо этому учиться. У кого?


Зададим себе вопрос: мог ли Господь, Матерь Божия, любимые святые – преподобные Серафим или Сергий обижаться? Ответ очевиден. Значит, в нас отсутствует какое-то качество, принадлежащее им. 


«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29), – говорит Христос. 


А апостол Павел объясняет:

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12)

– то есть мы воюем не против людей, а против бесов, которые пытаются нами повелевать.


Обида – это слабость, которой надо стесняться. Когда кто-то из близких вас шантажирует тем, что он обидится, если вы сделаете или скажите что-то, то он обнаружит свою духовную немощь.

Источник: Facebook

 

Количество просмотров — 37

Метки:
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.