24 марта 2015 года в рамках проведения семинаров для редакторов и администраторов приходских сайтов города Москвы прошло занятие, на котором говорили о месте фотографии на сайте. Занятие провели два профессиональных фотографа: иерей Игорь Палкин и Юлия Маковейчук.
Священник Игорь Палкин — клирик Домового храма св. мц. Татианы при МГУ, профессиональный фотограф, заведующий фотослужбой пресс-службы Святейшего Патриарха Кирилла, сотрудничает с журналами «Фома», «Виноград», с Церковно-научным центром РПЦ «Православная энциклопедия».
Иерей Игорь Палкин:
«Визуальный язык становится всё более важным в современной коммуникации. Текст интегрирован в изображение. Если изображение невнятное, то люди часто даже не читают то, что под ним находится.
Если мы хотим говорить о вере на современном языке, надо обратить внимание на визуальный контент, который должен быть максимально ярко и доступно представлен на православных сайтах. Сайт, который наполнен объёмом, движением, очень интересно смотреть его посетителям, потому что он располагает к тому, чтобы побыть в этом пространстве подольше.
Фотография обладает колоссальным информационным потенциалом. Она прекрасна тем, что мы смотрим на неё одну секунду, а можем рассказывать о ней полчаса. Превосходство фотографии над текстом или видео заключается в том, что она удобна для быстрого ознакомления с событием, а люди очень ценят своё время.
Навряд ли каждый приход сможет содержать профессионального фотографа. Не надо смущаться фотографий малохудожественных. Высокая художественность – третьестепенная задача приходской фотографии. Фотография на сайте – это история прихода. Большинству пользователей не интересны просто красивые фотографии, а интересна их содержательная часть: где сделана фотография, кто служил, как украшен храм.
Обратите внимание на архивирование фотографий. Если есть бумажные фотографии, их надо отсканировать, систематизировать и сохранить как можно быстрее. Те фотографии, которые делаем сейчас, надо тоже сразу же архивировать, причем, в наилучшем качестве».
Юлия Маковейчук — прихожанка Домового храма св. мц. Татианы, профессиональный фотограф, постоянный автор журналов «Фома» и «Православный паломник», в прошлом — личный фотограф архиерея в Якутии.
Фотограф Юлия Маковейчук:
«Главное в Церкви – церковная служба. Если кто-то пришёл просто поснимать, то ничего особо не получится, надо стоять и молиться. Если ты молишься, если участвуешь в богослужении и одновременно воспринимаешь фотографирование, фиксирование моментов службы в качестве служения, то все получится. Фотограф должен внедриться в богослужебное пространство, тогда он не будет мешать молящимся. Я воспринимаю фотографии, которые делаю в храме, как результат моей молитвы, как посланную Господом картинку.
Очень часто на сайтах в фотолентах размещают по 5-6 фотографий одного и того же момента с разницей в 5-10 секунд. Понятно, что фотографу дороги все эти моменты. Но надо понимать, что для фотоленты будет достаточно одной картинки момента. Итак, повторов быть не должно.
Из любого количества отснятых фотографий надо выбрать 8-10, которые точно отразят событие. Исходя из ценности события, можно расширить количество фотографий до 30-40. Большее количество смотреться не будет.
Каждый из нас прекрасно представляет себе ход церковной службы. Из всех отснятых фотографий следует выбрать треть портретов, треть общих планов, треть средних планов и несколько фотографий художественно красивых, отображающих образ конкретного мероприятия. Если образа нет, можно сфотографировать праздничную икону.
Вам также важно подать материал с точки зрения историчности, то есть кто, где и в чём. Во время богослужения есть несколько моментов, когда все священники выходят из алтаря, тогда их и можно сфотографировать. Я обычно делаю два-три кадра в начале службы, когда священники стоят друг против друга, чтобы просто зафиксировать, кто был на службе, в каком порядке служили, в каких облачениях. Обратите внимание на то, чтобы в ленте один и тот же священник не повторялся и в портрете, и в большом формате общих планов, и в ходе богослужения, чтобы не получилось, что служил только он.
Я начинаю фотографировать молящихся в храме обычно после молитвы «Отче наш», потому что люди в этот момент слушают проповедь, устремлены на священника, кто-то идет к праздничной иконе, поэтому можно сфотографировать можно разные лица, стоя на одном месте. Не ты ходишь по храму и ищешь кого-то, а, выбрав себе удобную точку, хороший задний план, ждешь, когда следующий человек войдёт в кадр.
Несколько слов о фотографировании Таинства Причастия. Здесь нужно сказать об этической стороне. Если вы пришли впервые в какой-то храм на богослужение, лучше заранее узнать, как конкретный священник относится к фотографированию в момент Причастия.
Несколько слов о фотографировании людей. Находясь в храме, вы видите реакцию человека на фотографирование. Если вы чувствуете, что человек напряжен, не надо его снимать. Я всегда улыбаюсь людям во время фотографирования на службе. Это даёт человеческий контакт, снимает напряжение, убирает преграды, человек начинает тебе доверять. Улыбка – это доверие. Я всегда благодарю людей за то, что они разрешили себя снимать. Многие потом подходят и спрашивают, где можно будет увидеть фотографии».
Количество просмотров — 282