Протоиерей Владимир Вигилянский
У нас на приходе есть пожилой человек, бывший сотрудник Института психологии, который стал несколько лет назад лежачим больным, а сейчас уже и говорить перестал. Когда раз в месяц прихожу его причащать, всегда думаю о том, что вот мы все время по пустякам жалуемся на жизнь, а есть люди, которые претерпевают такие лишения, которые нам не снились и в кошмарных снах.
Когда-то он мне передал несколько книг с материалами конференций психологов, где публиковались и его статьи. Один из таких научных сборников попался мне сегодня на глаза. Стал его пролистывать и наткнулся на доклад, посвященный слепоглухонемым «Слепоглухой ребенок, воспитывающийся в детском доме: как сделать его жизнь осмысленной?»
Ну, представляете – ни зрения, ни слуха, а часто и немота? Да и живет он всегда без родительской ласки и любви – среди «чужих» воспитателей. Его научить ходить – это целая наука. В Евангелии говорится о больных с этими немощами, которых исцелял Господь, но у каждого она, эта немощь, по отдельности. А тут – все вместе! Плакать хочется, когда о них думаю.
У психологов даже есть термин в связи с обучением таких детей – «очеловечение». А ведь они созданы по образу и подобию Божьему. Но как выявить в них этот Божий лик?
Узнал, что были выдающиеся ученые, занимавшиеся такими детьми, – и в США, и у нас, причем в советское время. В 60-е годы ХХ столетия был создан детский дом для слепоглухонемых. Но главное произошло только тогда, когда появились в детском доме с более чем 200 насельниками монахи Троице-Сергиевой лавры.
Послушаем иеромонаха Мелитона, настоятеля храма преподобного Сергия:
Когда начинаешь чаще общаться с ними, в том числе и на духовные темы, их душа раскрывается, они становятся живыми, интересными собеседниками… Но то, как происходит дальнейшее развитие этой души и восприятие ею Творца – тайна… Ведь наши дети воспринимают Бога адекватно, понимая, что Он был, есть и будет всегда. Что к Нему в любой момент можно молитвенно обратиться за помощью, и это принесет облегчение от гнетущего состояния, от возбуждения, от разочарования, от обиды или физической боли. Причем Господь Сам дает им ответ о Своем существовании в этом мире. Существует взаимная связь, и при общении у них происходит не монолог, а диалог с Богом…
Ведь здесь так заведено, что, если ребенок совсем не слышит хора, не слышит богослужения, ему «в руку» переводят ход службы: «Батюшка молится Богу о тебе, чтобы тебе было хорошо, чтобы ты был здоров, чтобы вы все дружили, чтобы вы не ссорились. Давай вместе будем молиться Богу, чтобы был мир, чтобы Бог был с нами».
У нас нет возможности оценить степень их чистоты перед Богом. Но то, что у них более чувствительная совесть, сам орган богопознания более развит, чем у нас, хотя это нелегко сразу понять, мне очевидно…
Жаль, что здесь мало места, чтобы рассказать об этих удивительных детях, чья жизнь, в буквальном смысле этого слова, в руках Божиих. Они знают это точно. А мы?
Источник: Facebook
Количество просмотров — 29