История празднования
Рождество Иоанна Предтечи — это один из великих праздников. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.
В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу — иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына:
«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». (Лк 1:13-17).
Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой.
Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк1:41).
Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.
После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Как говорит легенда, Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.
По преданию, праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн поводил свои дни в молитве и посте, так пророк готовил себя к проповеди о пришествии Мессии — Спасителя.
Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11).
Иоанн Предтеча жил примерно с 6—2 года до н. э. до 30 года н. э. Будущий великий пророк родился в семье праведных Захарии и Елизаветы. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.
Иоанн был последним пророков среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.
Прежде чем начать свою проповедь, Иоанн много лет жил в пустыне — готовился к своему служению постом и молитвой. Носил грубую одежду, питался одними медом и акридами (саранчей). Когда ему исполнилось 30 лет, Господь повелел ему выйти из пустыни и проповедовать пришествие Христа.
Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22).
Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Из Послания к Римлянам святого апостола Павла (13:11-13; 14:1-4)
11Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. | И сие, ведяще время, яко час уже нам от сна востати. Ныне бо ближайшее нам спасние, нежели егда веровахом. |
12Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. | Нощь (убо) прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. |
13Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; | Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию: |
14но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. | но облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти. |
1Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. | Изнемогающаго же в вере приемлите, не в сомнение помышлении. |
2Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. | Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия (да) яст. |
3Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. | ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает: Бог бо его прият. |
4Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. | Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит, или падает. Станет же, силенъ бо есть Бог поставити его. |
Из Евангелия от Луки (1:1-25, 57-68, 76, 80)
1Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, | Понеже убо мнози начаша чинити повесть о извествованных в нас вещех, |
2как передали нам то бывшие в самого самого начала очевидцами и служителями Слова, | якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Cловесе: |
3то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, | изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный Феофиле, |
4чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. | да разумееши, о нихже научился еси словесехъ утверждение. |
5Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. | Бысть во дни Ирода царя Иудейска, иерей некий, именем Захариа, от дневныя чреды Авиани: и жена его от дщерей Аароновех, и имя ей Елисавет. |
6Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. | Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господнихъ безпорочна. |
7У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. | И не бе има чада, понеже Елисавет бе неплоды, и оба заматоревша во днех своихъ беста. |
8Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, | Бысть же служащу ему в чину чреды своея пред Богом, |
9по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, | по обычаю священничества ключися ему покадити, вшедшу в церковь Господню: |
10а всё множество народа молилось вне во время каждения,- | и все множество людей бе молитву дея вне, в год [во время] фимиама: |
11тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. | явися же ему Ангел Господень, стоя одесную олтаря кадилнаго. |
12Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. | И смутися Захариа видев, и страх нападе нань. |
13Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; | Рече же к нему ангел: не бойся, Захарие: зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисаветь родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. |
14и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, | И будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются. |
15ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; | Будет бо велий пред Господем: и вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея: |
16и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; | и многих от сынов Израилевых обратит ко господу Богу их. |
17и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. | И той предыдет пред Ним духом и силою илииною, обратити сердца отцем на чада, и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершены. |
18И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. | И рече Захариа ко ангелу: по чесому разумею сие? аз бо есмь стар, и жена моя заматоревши во днех своих. |
19Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; | И отвещав ангел рече ему: аз есмь Гавриил предстояй пред богом, и послан есмь глаголати к тебе и благовестити тебе сия: |
20и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. | и се будеши молчя и не могий проглаголати, до негоже дне будут сия: зане не веровал еси словесем моим, яже сбудутся во время свое. |
21Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. | И беша людие ждуще Захарию: и чудяхуся коснящу ему в церкви. |
22Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. | Изшед же не можаше глаголати к ним: и разумеша, яко видение виде в церкви: и той бе помавая им, и пребываше нем. |
23А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. | И бысть яко исполнишася дние службы его, иде в дом свой. |
24После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: | По сих же днех зачат Елисаветъ жена его, и таяшеся месяц пять, глаголющи: |
25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. | яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отяти поношение мое в человецех. |
57Елисавете же настало время родить, и она родила сына. | елисавети же исполнися время родити ей, и роди сына. |
58И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. | И слышаша окрест живущии и ужики ея, яко возвеличил есть Господь милость Свою съ нею: и радовахуся с нею. |
59В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. | И бысть во осмый день, приидоша обрезати отроча, и нарицаху е именем отца его, Захарию. |
60На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. | И отвещавши мати его рече: ни, но да наречется иоанн. |
61И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. | И реша к ней, яко никтоже есть въ родстве твоем, иже нарицается именем тем. |
62И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. | И помаваху отцу его, еже како бы хотел нарещи е. |
63Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. | И испрошь дщицу, написа, глаголя: Иоаннъ будет имя ему. И чудяхуся вси. |
64И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. | отверзошася же уста его абие и языкъ его, и глаголаше, благословя бога. |
65И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. | И бысть на всех страх живущих окрестъ их: и во всей стране Иудейстей поведаеми бяху вси глаголи сии. |
66Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будетмладенец сей? И рука Господня была с ним. | И положиша вси слышавшии в сердце своем, глаголюще: что убо отроча сие будетъ? И рука Господня бе с ним. |
67И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: | И Захариа отец его исполнися Духа Свята, и пророчествова, глаголя: |
68благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. | благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим: |
76И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, | И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися: предыдеши бо пред лицем господним, уготовати пути Его, |
80Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. | Отроча же растяше и крепляшеся духом: и бе в пустынех до дне явления своего ко Израилю. |
Тропарь, глас 4
Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися, славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
Кондак, глас 3
Прежде неплоды, днесь Христова Предтечу раждает и той есть исполнение всякаго пророчества: егоже бо пророцы проповедаша, на сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.
Величание
Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.
Использованы материалы портала Фома.ру
Количество просмотров — 520