Великие праздники

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

История празднования  

Рождество Иоанна Предтечи — это один из великих праздников. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу — иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына:

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». (Лк 1:13-17).

Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой.

Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк1:41).

Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Как говорит легенда, Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.

По преданию, праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн поводил свои дни в молитве и посте, так пророк готовил себя к проповеди о пришествии Мессии — Спасителя.

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11).

Иоанн Предтеча жил примерно с 6—2 года до н. э. до 30 года н. э. Будущий великий пророк родился в семье праведных Захарии и Елизаветы. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Иоанн был последним пророков среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

Прежде чем начать свою проповедь, Иоанн много лет жил в пустыне — готовился к своему служению постом и молитвой. Носил грубую одежду, питался одними медом и акридами (саранчей). Когда ему исполнилось 30 лет, Господь повелел ему выйти из пустыни и проповедовать пришествие Христа.

Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22).

Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

    Из Послания к Римлянам святого апостола Павла (13:11-13; 14:1-4)  

11Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. И сие, ведяще время, яко час уже нам от сна востати. Ныне бо ближайшее нам спасние, нежели егда веровахом.
12Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Нощь (убо) прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света.
13Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию:
14но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. но облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти.
1Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Изнемогающаго же в вере приемлите, не в сомнение помышлении.
2Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия (да) яст.
3Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает: Бог бо его прият.
4Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит, или падает. Станет же, силенъ бо есть Бог поставити его.

    Из Евангелия от Луки (1:1-25, 57-68, 76, 80)  

1Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, Понеже убо мнози начаша чинити повесть о извествованных в нас вещех,
2как передали нам то бывшие в самого самого начала очевидцами и служителями Слова, якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Cловесе:
3то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный Феофиле,
4чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. да разумееши, о нихже научился еси словесехъ утверждение.
5Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Бысть во дни Ирода царя Иудейска, иерей некий, именем Захариа, от дневныя чреды Авиани: и жена его от дщерей Аароновех, и имя ей Елисавет.
6Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господнихъ безпорочна.
7У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. И не бе има чада, понеже Елисавет бе неплоды, и оба заматоревша во днех своихъ беста.
8Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, Бысть же служащу ему в чину чреды своея пред Богом,
9по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, по обычаю священничества ключися ему покадити, вшедшу в церковь Господню:
10а всё множество народа молилось вне во время каждения,- и все множество людей бе молитву дея вне, в год [во время] фимиама:
11тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. явися же ему Ангел Господень, стоя одесную олтаря кадилнаго.
12Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. И смутися Захариа видев, и страх нападе нань.
13Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; Рече же к нему ангел: не бойся, Захарие: зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисаветь родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн.
14и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, И будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются.
15ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; Будет бо велий пред Господем: и вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея:
16и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и многих от сынов Израилевых обратит ко господу Богу их.
17и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И той предыдет пред Ним духом и силою илииною, обратити сердца отцем на чада, и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершены.
18И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. И рече Захариа ко ангелу: по чесому разумею сие? аз бо есмь стар, и жена моя заматоревши во днех своих.
19Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; И отвещав ангел рече ему: аз есмь Гавриил предстояй пред богом, и послан есмь глаголати к тебе и благовестити тебе сия:
20и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. и се будеши молчя и не могий проглаголати, до негоже дне будут сия: зане не веровал еси словесем моим, яже сбудутся во время свое.
21Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. И беша людие ждуще Захарию: и чудяхуся коснящу ему в церкви.
22Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. Изшед же не можаше глаголати к ним: и разумеша, яко видение виде в церкви: и той бе помавая им, и пребываше нем.
23А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. И бысть яко исполнишася дние службы его, иде в дом свой.
24После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: По сих же днех зачат Елисаветъ жена его, и таяшеся месяц пять, глаголющи:
25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отяти поношение мое в человецех.
57Елисавете же настало время родить, и она родила сына. елисавети же исполнися время родити ей, и роди сына.
58И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. И слышаша окрест живущии и ужики ея, яко возвеличил есть Господь милость Свою съ нею: и радовахуся с нею.
59В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. И бысть во осмый день, приидоша обрезати отроча, и нарицаху е именем отца его, Захарию.
60На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И отвещавши мати его рече: ни, но да наречется иоанн.
61И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И реша к ней, яко никтоже есть въ родстве твоем, иже нарицается именем тем.
62И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. И помаваху отцу его, еже како бы хотел нарещи е.
63Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И испрошь дщицу, написа, глаголя: Иоаннъ будет имя ему. И чудяхуся вси.
64И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. отверзошася же уста его абие и языкъ его, и глаголаше, благословя бога.
65И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. И бысть на всех страх живущих окрестъ их: и во всей стране Иудейстей поведаеми бяху вси глаголи сии.
66Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будетмладенец сей? И рука Господня была с ним. И положиша вси слышавшии в сердце своем, глаголюще: что убо отроча сие будетъ? И рука Господня бе с ним.
67И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: И Захариа отец его исполнися Духа Свята, и пророчествова, глаголя:
68благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим:
76И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися: предыдеши бо пред лицем господним, уготовати пути Его,
80Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.  Отроча же растяше и крепляшеся духом: и бе в пустынех до дне явления своего ко Израилю.

 

Тропарь, глас 4

 

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися, славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак, глас 3

 

Прежде неплоды, днесь Христова Предтечу раждает и той есть исполнение всякаго пророчества: егоже бо пророцы проповедаша, на сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание

 

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

 

Использованы материалы портала Фома.ру

Количество просмотров — 520

Метки:
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.