Усекновение главы Иоанна Предтечи
История празднования
О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).
В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери — жены Ирода четверовластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.
Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.
В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).
Около 850 года, когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин, — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.).
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
Из Деяний святых апостолов (13:25-32)
25При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах. | И якоже скончаваше иоанн течение, глаголаше: кого мя непщуете быти? несмь аз, но се, грядет по мне, Емуже несмь достоинъ разрешити ремень сапогу его. |
26Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. | Мужие братие, сынове рода Авраамля, и иже в вас боящиися Бога, вам слово спасния сего послася. |
27Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, | Живущии бо во Иерусалиме и князи их, сего не разумевше, и гласы пророческия по вся субботы чтомыя, осудивше (Его), исполниша, |
28и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. | и ни единыя вины смертныя обретше, просиша у Пилата убити Его:
|
29Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. | якоже скончаша вся, яже о Нем писана, снемше с древа, положиша во гробе.
|
30Но Бог воскресил Его из мертвых. | Бог же воскреси его от мертвых: |
31Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. | иже являшеся во дни многи совозшедшимъ с Ним от Галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие Его к людем. |
32И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса | И мы вам благовествуем обетование бывшее ко отцем, яко сие Бог исполнил есть нам чадом их, воздвиг Иисуса. |
Из Евангелия от Марка (6:14-30)
14Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. | И услыша царь Bрод: яве бо бысть имя Его: и глаголаше, яко Иоаннъ Креститель от мертвых воста, и сего ради силы деются о нем. |
15Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. | Инии глаголаху, яко Илиа есть: инии же глаголаху, яко пророк есть, или яко един от пророк. |
16Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. | Слышав же Ирод рече, яко, егоже азъ усекнух Иоанна, той есть: той воста от мертвых. |
17Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. | Той бо Ирод послав, ят Иоанна и связа его в темнице, Иродиады ради жены Филиппа брата своего, яко оженися ею.
|
18Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. | Глаголаше бо Иоанн Иродови: не достоитъ тебе имети жену (Филиппа) брата твоего. |
19Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. | Иродиа же гневашеся на него и хотяше его убити: и не можаше. |
20Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. | Ирод бо бояшеся Иоанна, ведый его мужа праведна и свята, и соблюдаше его: и послушавъ его, многа творяше, и в сладость его послушаше. |
21Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,- | И приключшуся дню потребну [удобну], егда Ирод рождеству своему вечерю творяше княземъ своим и тысящником и старейшинам Галилейским: |
22дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; | и вшедши дщерь тоя Иродиады, и плясавши, и угождши Иродови и возлежащим с ним, рече царь девице: проси у мене егоже аще хощеши, и дам ти. |
23и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. | И клятся ей: яко егоже аще попросиши у мене, дам ти, и до пол царствия моего. |
24Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. | Она же изшедши рече матери своей: чесо прошу? она же рече: главы Иоанна Крестителя. |
25И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. | И вшедши абие со тщанием к царю, просяше, глаголющи: хощу, да ми даси от него [абие] на блюде главу Иоанна Крестителя.
|
26Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. | И прискорбен быв царь, клятвы (же) ради и за возлежащих с ним не восхоте отрещи ей. |
27И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. | И абие послав царь спекулатора, повеле принести главу его. |
28Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. | Он же шед усекну его в темнице, и принесе главу его на блюде, и даде ю девице: и девица даде ю матери своей. |
29Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. | И слышавше ученицы его, приидоша и взяша труп его, и положиша его во гробе. |
30И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. | И собрашася апостоли ко Иисусу и возвестиша Ему вся, и елика сотвориша, и елика научиша. |
Тропарь, глас 2
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.
Кондак, глас 5
Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. Да рыдает убо Иродия, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.
Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.
Количество просмотров — 62