Протоиерей Владимир Вигилянский

ЧТО ВЫШЕ – СЛЕЗНОЕ ПОКАЯНИЕ ИЛИ РАДОСТНОЕ БЛАГОДАРЕНИЕ?

ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ

24 октября 2016 года

 

Отец Нектарий задал вопрос своим читателям:

Постоянно приходится сталкиваться с тем, что одни люди убеждены: Православие – религия плача о грехах, скорби человека о своем несовершенстве, доходящей до уныния. Другие, напротив, решительно утверждают: Православие – религия исключительно радости, никакой скорби, тем паче самоуничижению с самоукорением места в нем быть не может. И не знаешь – кто из них в большей степени неправ, кому отдать пальму первенства?..

Отвечу на этот вопрос одной историей из Патерика:

В одном далеком монастыре, духовно руководимом смиренномудрым аввой, жили два монаха, побежденные блудной похотью и мечтавшие покинуть обитель, чтобы жениться. Их желание было подслушано врагом рода человеческого, который всё устроил – и побег в близлежащий город, и встречу монахами прекрасных женщин, и женитьбу.

Прошел год, и оба беглеца неожиданно встретились на городском базаре – обнялись, обрадовались, стали наперебой рассказывать друг другу, какие у них прекрасные жены и как они хорошо живут. Потом оба замолчали и стали грустными.

Вероятно, у них был такой разговор:
– Ты не жалеешь, что мы ушли из монастыря? Ведь мы давали обеты, и за них нам придется давать ответ на Страшном суде.
– Честно говоря, я все время об этом думаю. Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и потом должны будем идти в огонь и мучение?
– Давай возвратимся в пустыню и принесем покаяние в согрешении нашем…

Сказано – сделано. Пришли они к вратам обители, но братия не впустила их, неверных, туда. Бывшие беглецы решили никуда не уходить, а поселиться и жить рядом с вратами. Через неделю вышел к ним авва. Они бросились к нему и со слезами стали просить его назначить им любое наказание, после которого они бы могли принести покаяние.

Авва рассудил так: монахи отсутствовали год, и пусть они проведут то же самое время в одиночестве и безмолвии, вкушая только хлеб и воду, а потом предстанут перед собором старцев, который и решит их судьбу.

Через год привели на собор первого. Он был изможден и печален, на его ланитах были борозды от слез. Старцы спросили его:
– Какими помышлениями ты занимался в затворе твоем?
– Я думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую должен идти, и от страха кости мои прильпнули к плоти моей (Пс. 101, 6).

Привели и второго беглеца. Тот был с веселым и светлым лицом. Старцы его спросили:
– А ты о чем размышлял в своей келии?
– Я воссылал благодарение Богу за то, что Он извлек меня из нечистоты мира сего и из мук будущего века, что воззвал меня в это ангельское жительство; непрестанно вспоминая о Боге моем, я веселился.

Братия монастыря разделилась и не могла прийти к общему мнению: одни говорили, что первый достоин прощения, другие – что второй.

Авва же сказал:
– Покаяние того и другого – равно перед Богом.

Источник: личный блог прот. Владимира Вигилянского в социальной сети Facebook

 

 

 

Количество просмотров — 185

Метки: , ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.