История празднования
Празднование Крещения Господня совершается 19 (6 по старому стилю) января. В Крещенский сочельник (день накануне праздника Богоявления) принято строго поститься в знак покаяния в грехах. Сочельником этот день назван ради обычая вкушать в вечернее время (после появления первой звезды) постное блюдо — сочиво, приготовленное из пшеницы и меда.
Чин великого освящения воды получил своё название в Иерусалимской Церкви, где в день праздника все выходили на реку Иордан для освящения воды в воспоминание Крещения Спасителя. На Руси этот обряд совпадает с приходом морозов, оттого имеет свою особенность: освящение воды в реках и водоемах совершается в специально сделанных прорубях, именуемых иорданью.
Суеверием является убеждение, будто само по себе (без покаяния и Исповеди) погружение человека в иордань (прорубь) дарует отпущение всех грехов.
Языческий обычай гадать в Крещенский сочельник (равно как и гадание вообще) Церковь относит к тяжким грехам против Бога.
Значение праздника
Крещение, или Богоявление — праздник, установленный в воспоминание Крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.
Богоявлением этот праздник именуется потому, что при Крещении Спасителя людям открылась тайна Святой Троицы: Бог Отец возвестил с Небес о Сыне , Бог Сын крестился в священной реке Иордан, а Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя, о чем свидетельствуют все евангелисты (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22; Ин. 1: 33-34).
С этого момента начинается открытое служение Господа Иисуса Христа делу спасания человеческого рода, о чём вспоминает Церковь во время праздника Крещения Господня. Креститель Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить, то есть погружать в воду, иудейский народ в знак покаяния. Христос принял Крещение по потому, что имел нужду в покаянии или очищении. Погружаясь в воду вместе с грешными людьми, он выразил желание взять на Себя их грехи и даровать им спасение.
Крещенская вода (агиасма)
В воспоминании этого события Церковь ежегодно совершает великое освещение воды. Оно совершается дважды: накануне праздника Богоявления и в сам день праздника после Божественной литургии.
Крещенская вода называется агиасмой, что в переводе с греческого означает святыня. Благочестивые люди бережно сохраняют ее в течение всего года, пьют ее и окропляют жилища.
Существует ошибочное мнение, будто освящаемая в эти дни вода различна: та — богоявленская иорданская, а эта — крещенская. На самом деле освящение воды в обоих случаях совершается одним и тем же чином, поэтому различать благодатность освящаемой в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления воды не следует.
Из Послания к Титу святого апостола Павла (2:11-14)
11Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, | Явися бо благодать Божия спасителная всем человеком, |
12научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, | наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, |
13ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, | ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и спаса нашего Иисуса Христа, |
14Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам | иже дал есть себе за ны, да избавитъ ны от всякаго беззакония и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом |
Из Послания к Титу святого апостола Павла (3:4-7)
4Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, | 4Егда же благодать и человеколюбие явися спаса нашего Бога, |
5Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, | 5не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, |
6Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, | 6егоже излия на нас обилно Иисус Христом, Спасителем нашим, |
7чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. | 7да оправдившеся благодатию его, наследницы будем по упованию жизни вечныя. |
Из Евангелия от Матфея (3:13-17)
13Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. | Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. |
14Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? | Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? |
15Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. | Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави его. |
16И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. | И крестився Иисус взыде абие от воды: и се, отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него. |
17И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. | И се, глас с небесе глаголя: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволих. |
Тропарь Крещения Господня, глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак Крещения Господня, глас 4
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Материал подготовлен Еленой Джабир.
Количество просмотров — 1817