Икона Архистратига Михаила в иконостас Домового храма св. мц. Татианы при МГУ. Фото 28 июня 2015 года
ОЛЬГА БОГДАНОВА
21 ноября Православная Церковь чествует Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. В греческом языке «ангел» значит «вестник». Этим словом обозначали послов. В греческом тексте Нового Завета «ангелы Иоанна» — посланные ко Христу ученики Предтечи. Кто же такие собственно ангелы — бесплотные небесные силы?
Херувим как исключение из правил
Евреи почитали ангелов с древности. Получая заповеди, Моисей принял от Господа повеление поставить во Святая Святых золотые изображения херувимов. В древнееврейском искусстве херувимы представляли собой человекоподобные фигуры. Они были единственным исключением из правила, запрещающего создавать вырезанные из дерева или созданные другим способом образы и, конечно, поклоняться им.
В Силомской скинии два золотых херувима и ковчег составляли единое целое. Херувимоы были изображены на каждой из десяти завес, ограничивавших пространство скинии, и на завесе, которая закрывала ковчег и золотых херувимов от посторонних глаз.
В Храме, построенном Соломоном, херувимов было больше. Их изображения вперемежку с изображениями пальмовых деревьев покрывали стены и двери храма. Как и в Скинии, два позолоченных херувима из оливкового дерева стояли над ковчегом.
Храмовые херувимы до сих пор представляют большую загадку для исследователей. Известно, что некоторые люди отождествляли херувимов с языческими идолами. Несведущие иноземцы могли воспринимать их как изображения богов, а потому начать поклоняться херувимам.
Эпоха восьмого дня
Возможно, в этом незнании и стремлении объяснить непонятное с точки зрения родного и привычного язычества коренится стремление поклониться херувимам и прочим ангелам. Немало христиан (бывших язычников) почитали ангелов как творцов и правителей мира. Это была одна из многочисленных ересей. В начале IV в. ее осудил Поместный Лаодикийский Собор. Он же установил сегодняшний праздник — Собор Архистратига Божия Михаила.
В те времена первым месяцем года считался март, девятым — ноябрь. Он был выбран для праздника в соответствии с числом ангельских чинов. Восьмой (по ст. ст.) день месяца был определен для праздника, потому что будущий Собор всех Сил Небесных святые отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха — «восьмой день».
Какие бывают ангелы
Существует определенная иерархия ангельских чинов. Книгу «О Небесной иерархии» составил ученик апостола Павла Дионисий Ареопагит. Считается, что во 2-м послании к Коринфянам описано, как Павел был восхищен до третьего неба и слышал «неизреченные глаголы, которые человеку нельзя пересказать». О том, какие существуют степени ангелов, он рассказал Дионисию.
В зависимости от близости к Пресвятой Троице есть три иерархии, каждая из которых содержит в себе три чина.
Высшая иерархия
1. Серафимы. В переводе с древнееврейского «Серафим» значит «пламенеющий», потому что Серафимы пламенеют любовью к Богу и сами огнеобразны, подобно Господу, Который есть «огонь поядающий» (Евр. 12:29). У каждого Серафима шесть крыльев: двумя он закрывает свое лицо, двумя — ноги и с помощью двух летает. На храмовых росписях можно видеть изображения Серафима: человеческое лицо, которое обрамляют шесть крыл, а то и просто шесть крыльев, расположенных, как лепестки цветка.
Надо полагать, в знаменитом стихотворении Пушкина «Пророк» допущена неточность. Шестикрылые Серафимы предстоят перед Господним престолом, и в их «функции» не входит приносить людям вести и «являться на перепутье».
2. Херувимы. Через Херувимов другим посылается премудрость для Богопознания. «Херувим» значит «многое разумение» или «излияние премудрости». И если уж употреблять это название, то уж никак не при оценке миловидной внешности человека.
3. Престолы. По словам св. Максима Исповедника, на них непостижимым образом почивает Бог, поэтому через них совершается правосудие Божие. Они же оказывают помощь во всяком земном суде.
Средняя иерархия
1. Господства, которые помогают земным властям управлять подданными и учат владеть своими страстями.
2. Силы, которые творят чудеса и укрепляют лоюдей во время скорбей и напастей.
3. Власти, имеющие власть над диаволом и помогающие людям в борьбе с бесами.
Низшая иерархия
1. Начала, которые направляют низших ангелов, управляют вселенной и охраняют все народы.
2. Архангелы, благовествующие и открывающие пророчества.
3. Ангелы, возвещающие людям меньшие тайны и ограждающие их от всякого зла (Ангелы Хранители). Греческое слово «ангел» значит «вестник». Кстати, ангелами в Древней Греции называли дипломатов-посланников.
Считается, что своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждая семья, общество и государство. В греческом переводе Второзакония есть такие слова Моисея: «Когда Всевышний давал уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (32:8). В других переводах — по числу сынов Израилевых.
Над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил (его имя переводится как «подобный Богу»).
В «Толковании на Четвероевангелие» Григорий Двоеслов рассказывает, что, когда сатана отступил от Бога и ниспал в бездну, Михаил собрал все чины ангельские и призвал их: «Станем добре перед Творцом и не будем думать о том, что противно Богу!»
В «Апокалипсисе» можно прочитать о войне, которую Махаил и ангелы вели против «дракона и ангелов его» и о том, что это дракон был низвержен. Поэтому Архангела Михаила изображают с копьем и мечом в руке, а ногами он попирает дракона — духа зла (чем-то он напоминает св. Георгия).
Архистратиг Михаил в виде огненного столпа вел израильтян ночью во том, что у Нее родится Сын. Он же хранил Пресвятую Деву, когда Она жила в Иерусалимском Храме и принес Ей весть о Ее кончине, отдав в виде знака райскую ветвь.
Поэтому этого Архангела изображают с райской ветвью. Иногда он держит в руке фонарь, внутри которого горит свеча, — это символ того, что он открывает судьбы Божии.
Архангел Рафаил — «помощь», «исцеление Божие». Ему посвящена «Книга Тофии», в которой описывается, как он сопутствовал праведному молодому человеку по имени Товия.
Архангел Уриил — «свет», или «огонь Божий». Он просвещает умы людей откровением истин, воспламеняет сердца любовью к Богу.
Архангел Селафиил — «молитвенник Божий». Когда Авраам изгнал Агарь, Селафиил явился ей в пустыне Вирсавии, спас ее и ее сына от жажды и возвестил, что от нее произойдет великий народ.
Изображается Селафиил с молитвенно сложенными на груди руками и склоненной вниз головой — в подобающей молитвеннику позе.
Архангел Иегудиил — «славящий Бога», покровитель подвизающихся и монашествующих. По некоторым толкованиям, он, а не Михаил был тем ангелом, который в виде огненного столпа указывал израильтянам путь ночью.
Архангел Варахиил — «благословение Божие». По верованию Церкви, он один из трех ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.
Источник: «Татьянин день»
Количество просмотров — 199