Прот. Владимир Вигилянский

О ПРАЗДНИКЕ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ

 

ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ

26 марта 2013 года

Из интервью настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерея Владимира Вигилянского агентству РИА Новости 26 марта 2013 года

 

 

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и предшествующая ему Лазарева суббота — символ «вхождение Бога в сердце каждого» и предвестие «всеобщего воскресения».

В эти дни главный собор России, как и другие храмы Русской православной церкви, традиционно заполнят тысячи верующих с расцветающими ветвями верб.

 

Воскрешение Лазаря как предвестье Воскресения всех

По Евангелию, Иисус Христос накануне входа в Иерусалим воскресил праведного Лазаря, жившего вместе с сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию. Христос пришел к пещере, в которой был погребен Лазарь, и велел убрать камень, закрывавший вход в пещеру. Когда же Иисус воззвал: «Лазаре! гряди (иди) вон» — умерший вышел, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами.

«Воскрешение Лазаря — это предвестник всеобщего воскресения. Эта надежда живет в каждом христианине. В нем наша вера и наше упование», — сказал РИА Новости настоятель Татианинского храма при МГУ имени Ломоносова, экс-глава патриаршей пресс-службы, известный церковный публицист протоиерей Владимир Вигилянский.

Весть о чуде воскрешения Лазаря, согласно Писанию, быстро разнеслась по окрестностям. И когда на следующий день Христос въезжал в Иерусалим, люди приветствовали его как царя, выстилая его путь одеждами и пальмовыми ветвями. Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи приняли окончательное решение убить Иисуса.

Лазарь же, которого также хотели лишить жизни, удалился на остров Кипр, где впоследствии был поставлен апостолами епископом и хранил строгое воздержание. По преданию, Богоматерь даровала ему омофор, сделанный собственными руками. Прожил Лазарь после своего воскресения 30 лет. В 9-м веке его мощи были перенесены с Кипра в Константинополь.

 

Вход Христа в Иерусалим и сердца верующих

В Евангелии описано, как Иисус Христос после воскрешения Лазаря на молодом ослике въезжал в город — и народ в знак почтения кидал ему под ноги свои одежды и пальмовые ветви, возглашая «Осанна!» (хвалебный возглас о спасении). На Руси пальмовые ветви были заменены на распустившиеся вербные ветки. Отсюда название: Вербное воскресенье — в Русской православной церкви, и Пальмовое — преимущественно в остальном христианском мире.

«Вход Господень в Иерусалим символизирует вхождение Бога в сердце каждого человека. И наше ликование связано с тем, что с Богом мы в радости и духовном веселии будем жить вечно», — пояснил протоиерей Владимир Вигилянский.

Однако торжество входа в Иерусалим было одновременно и предвестием страданий Иисуса — вскоре Он был распят. Неделя от Вербного воскресенья до Пасхи называется Страстной — в память о последних днях земной жизни и крестной смерти Спасителя. Эти дни Церковь учит проводить в размышлении и глубоком смирении перед той беспримерной жертвой, которая была принесена на Голгофе ради спасения людей, ради искупления их грехов.

«В преддверии Страстной недели мы помним, что тот же народ, который ликовал при виде Господа, через несколько дней уже кричал «Распни Его!» Каждый из нас должен предпринять усилия, чтобы хотя бы малым делом, грязным словечком, злыми помыслами, осуждением не оказаться среди распинателей и предателей своего Спасителя», — призвал отец Владимир.

 

Дореволюционное «Шествие на Осляти»

До упразднения патриаршества Петром I в Вербное воскресенье на Руси издревле совершался обряд «Шествия на Осляти». Патриарх в полном облачении восседал на коне, символизировавшем ослика, на котором въехал в Иерусалим Христос. Процессия двигалась от Успенского собора Кремля через Спасские ворота на Красную площадь к Покровскому собору и Лобному месту, а затем снова через Спасские ворота к Успенскому собору. Во время этого крестного хода патриаршего коня, наряженного ослом, вел под уздцы сам царь.

Смысл обряда заключался в преклонении светского перед духовным.

«Это было очень распространено, особенно до XVIII века, до Петровского времени. И патриархи, и митрополиты выезжали… О попытках возродить эту традицию в наши дни я не слышал», — отметил собеседник агентства.

 

 Обычаи праздника сегодня

Говоря о современных особенностях празднования Вербного воскресения, отец Владимир поделился радостью, что в университетском храме святой Татианы, настоятелем которого он служит, одна прихожанка выращивает пальмы дома и приносит на праздник настоящие пальмовые ветви. «И у нас священники во время богослужения стоят со свечами, которые украшены именно пальмовыми ветвями», — добавил он.

Кроме того, в храм ежегодно из Тульской области привозят вайи с большими пушистыми почками на красных вербных ветвях, особо ценимых верующими (распространены еще серые, ивовые ветви). После освящения они раздаются прихожанам.

На вопрос о народной традиции символически бить друг друга освященными вербами, желая здоровья, Вигилянский ответил, что «это не проповедуется».

Что же касается дальнейшего обращения с символом праздника, то священнослужитель советует не ставить вербные ветви в воду, — и тогда они засыхают и хранятся годами. Собеседник агентства напомнил также, что освященные вещи за ненадобностью не выбрасываются, а сжигаются в специальных печах: это касается и прочитанных записочек, и рваных икон, и вербных ветвей.

К тому, что многие люди по заведенному в советское время обычаю продолжают в Вербное воскресенье, как и на Пасху, посещать кладбища, прототерей Владимир Вигилянский относится с пониманием.

«Мы в Церкви служим поминальные службы на 9-й день после Пасхи — на Радоницу, и посещение кладбища как раз связано с этим днем. Но это всегда вторник, будний день — и многие люди не могут в этот день из-за работы. Понятно, что весной людям нужно обновить, убрать могилку, покрасить ограду, посадить цветы, — и они это делают в выходной день, приурочив это к церковным праздникам, Вербному воскресенью или Пасхе», — сказал священнослужитель. К довольно распространенному украшению могил вербными ветвями он также относится терпимо, как к «знаку соединения человека с Богом».

В то же время, представитель Церкви подчеркнул, что, прежде всего, в этот день надо прийти в храм. Вербное воскресенье — один из 12 главных праздников церковного календаря и один из самых популярных в народе (вслед за Пасхой и Рождеством, наряду с Троицей), когда в храмы приходят даже те, кто бывает в них всего несколько раз в году.

«Самое главное — осознать смысл праздника. Это очень важный момент, чтобы укрепилась связь человека с Богом», — заключил отец Владимир.

 

Беседу вела Ольга Липич

Источник: РИА Новости

 

 

 

 

 

 

 

Количество просмотров — 258

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.

Перейти к верхней панели