Престольные праздники

ДЕНЬ ПАМЯТИ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ: ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА

 

Малый престол в храме мц. Татианы при МГУ освящен в честь вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова, общая память которых совершается 12 февраля. По традиции в этот день ежегодно в храме служится Божественная литургия на греческом языке.

 

 

Святитель Василий Великий (330 — 379 гг) — архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Получил блестящее образование в Кесарии и Афинах, где познакомился с Григорием Богословом, дружба с которым продолжалась до конца жизни. Обладал энциклопедическими знаниями в области философии, филологии, риторики, юриспруденции, астрономии, математики и медицины.

После окончания учебы и принятия Таинства Крещения вместе с Григорием Богословом вел отшельническую и созерцательную жизнь в пустынных районах Каппадокии, тщательным образом изучая Священное Писание и творения христианских писателей.

Святитель Василий Великий принял непосредственное участие в формулировании православной триадологии и ответа Церкви на вызов арианства – ереси, поразившей восточную часть Византийской империи в IV веке.

Василию Великому принадлежит большое количество фундаментальных трудов по каноническому праву, литургике, догматике, аскетике, библеистике и другим богословским дисциплинам. Церковное предание называет святителя автором текста литургии, которая носит его имя.

 

Святитель Григорий Богослов (329 – 389 гг) — архиепископ Константинопольский.

Также получил блестящее образование в лучших научных центрах того времени. По приглашению Василия Великого удалился в пустыню и подвизался там до 361 года, когда по настоянию своего отца принял сан пресвитера.

В 379 году он становится главой Константинопольской Церкви, к тому времени практически полностью захваченной еретиками — арианами и аполлинаристами. Святитель начинает служить и проповедовать в небольшой домовой церкви, которая называлась Анастасис («Воскресение»), веря, что именно в этом небольшом храме начнет воскресать православие. Через некоторое время, благодаря исключительному проповедническому таланту, а также выдающимся духовным дарованиям, подавляющее большинство константинопольской паствы возвращается к православию.

Святитель Григорий Богослов принял непосредственное участие во II Вселенском Соборе 381 года, на котором произошла окончательная победа Церкви над триадологическими ересями. Перу Григория Богослова принадлежит значительное число догматических творений, проповедей и писем. За глубину богословской мысли Церковь усвоила святителю имя, которым был почтен любимый ученик Спасителя – святой евангелист Иоанн Богослов.

 

Святитель Иоанн Златоуст (347 – 407 гг) — архиепископ Константинопольский. Уроженец Антиохии, получил классическое образование и принял крещение в 20 лет. Через некоторое время принял иночество, называя его «истинной философией». В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать и будущий святитель оказался блестящим проповедником, за редкий дар Богодохновенного слова получивший от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца и умы слушателей пламенными проповедями.

В 397 году Иоанн Златоуст возводится на Константинопольскую кафедру и становится ревностным защитником бедных, больных и сирот, для которых строил гостиницы, больницы и школы. Святитель благоустраивает церковную жизнь столицы, неустанно продолжая проповедовать Слово Божие. Ему принадлежит огромное количество экзегетических трудов, являющимися лучшими образцами толкований Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Непревзойденный талант проповедника снискали Иоанну Златоусту любовь и уважение константинопольской паствы, но и вызвали неприязнь членов императорского двора. В результате дворцовых интриг и ложных доносов святитель несколько раз изгонялся из столицы. В очередной ссылке он закончил свой жизненный путь, скончавшись в 407 году со словами: «слава Богу за все!».

Как и Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст является составителем текста Божественной литургии, носящей его имя.

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста.

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти 12 февраля.

 

Из Послания к Евреям святого апостола Павла (13:7-16)

7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. 

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере (ихъ).
8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки.
9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, (а) не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии въ них.
10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Имамы (же) олтарь, от негоже не имутъ власти ясти служащии сени.
11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана:
12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. темже Иисус, да освятит люди Своею кровию, вне врат пострадати изволил.
13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; Темже убо да исходим к нему вне стана, поношение его носяще:
14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем.
15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его.
16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог.

 

 

Из Евангелия от Матфея (5:14-19)

14Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Вы есте свет мира: не можетъ град укрытися верху горы стоя:
15И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть).
16Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославятъ Отца вашего, Иже на Небесех.
17Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Да) не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити.
18Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Аминь бо глаголю вам: дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут.
19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Иже аще разорит едину заповедий сихъ малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем.

 

Тропарь, глас 4

Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

 

Кондак, глас 2

Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.

 

Величание

Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

 

Материал подготовлен Еленой Джабир. В публикации использована репродукция иконы «Три святителя» работы иконописца Димитрия Марченко, Киев. 

 

 

Количество просмотров — 352

Метки: , , ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.

Перейти к верхней панели