Великие праздники

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

История празднования

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3).

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом.

 

Значение праздника

По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол.2,11-12).

Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

 

Из Послания к Колоссянам святого апостола Павла (2:8-12)

8Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; Братие, блюдитеся, да никтоже васъ будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира, а не по Христе;
9ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне:
10и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. и да будете в Нем исполнени, Иже есть глава всякому началу и власти. 
11В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; О Немже и обрезани бысте обрезаниемъ нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, 
12быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. спогребшеся Ему крещением: о Немже и совостасте верою действия Бога, воскресившаго Его из мертвых.

 

Из Евангелия от Луки (2:20-21, 40-52)

20И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. И возвратишася пастырие, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша, якоже глаголано бысть к ним.
21По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. И егда исполнишася осмь дний, да обрежутъ Его, и нарекоша имя ему Иисус, нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве. 
40Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем.
41Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.  И хождаста родителя Его на всяко лето во Иерусалим в праздник Пасхи. 
42И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. И егда бысть двоюнадесяти лету, восходящимъ им во Иерусалим по обычаю праздника.
43Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, И скончавшим дни, и возвращающимся им, оста Отрок Иисус во Иерусалиме: и не разуме Иосиф и Мати Его, 
44но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми мневша же Его в дружине суща, преидоста дне путь, и искаста Его во сродницех и в знаемых
45и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. и не обретша Его, возвратистася во Иерусалим, взыскающа Его.
46Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; И бысть по триех днех, обретоста Его в церкви, седящаго посреде учителей, и послушающаго их, и вопрошающаго их;
47все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. ужасахуся же вси послушающии Его о разуме и о ответех Его.
48И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. И видевша Его, дивистася: и к Нему Мати Его рече: Чадо, что сотвори нама тако? се отец Твой и Аз боляща искахома Тебе.
49Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И рече к нима: что яко искаста Мене? не веста ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми?
50Но они не поняли сказанных Им слов.  И та не разуместа глагола, егоже глагола има.
51И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. И сниде с нима, и прииде в Назарет: и бе повинуяся има. И Мати Его соблюдаше вся глаголы сия в сердцы Своем.
52Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. И Иисус преспеваше премудростию и возрастомъ и благодатию у Бога и человек.

 

Тропарь, глас 1

На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

 

Кондак, глас 3

Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает спасение днесь миру. Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

 

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.

 

 

 

Количество просмотров — 45

Метки:
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Московская епархия Русской Православной Церкви


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.

Перейти к верхней панели