Прот. Владимир Вигилянский

О СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ

10 декабря 2017 года

 

Ну, кто будет спорить, что справедливость это благо? Особенно, когда сталкиваешься с несправедливостью. 

Со времен античности это понятие стало каким-то заклинанием, даже фетишем в устах философов, гуманистов, правоведов, социологов и политиков. 

Иммануил Кант: «Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».

В греческой мифологии богиня справедливости Астрея держит в руке весы. Здесь уравниваются деяние и воздаяние, права и обязанности, труд и вознаграждение за него, заслуги и признание, преступление и наказание.

Особенно его часто употребляют во все времена цари, правители, главы государств, а в эпохи торжества демократии — в период любых выборов. Еще чуть-чуть и его будут писать с прописной буквы. 

Но чаще всего о справедливости кричат диктаторы и люди, кто в своем поведении примеряет справедливость только к себе, любимому (или к своей социальной группе), но не к другим.

Станислав Ежи Лец: «Палач обычно выступает в маске – справедливости».

Справедливость как добродетель часто употребляется в Ветхом Завете и несколько раз – в Евангелии. Но, что интересно, здесь справедливость – это синоним скорее честности или отсутствия лицемерия: «Учитель! Мы знаем, что ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождению кому-либо; ибо не смотришь ни на какое лице» (Мф. 22, 16). 

И если сравнивать справедливость с упоминанием такого понятия, как милосердие или милость, в Евангелии это соотношение будет 1 к 100. В евангельском понимании милосердия почти отсутствует представление о каком-либо «мирском» равенстве или законности. Это еще заметил святитель Илларион, митрополит Киевский и всея Руси (+ ок. 1050), в своем выдающемся «Слове о законе и благодати».

 

Икона «Притча о милосердном самарянине»

 

Представляю, что бы сказали наши законники и правоведы, через каждое слово твердящие о справедливости, прочитавшие евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк. 10, 25-37)! Или этот отрывок: 

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 31-36).

Источник

 

 

 

Количество просмотров — 132

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.

Перейти к верхней панели