Публикации прихожан

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗАКАВКАЗЬЮ. ЧАСТЬ 1

1469048813

Предлагаем вниманию наших читателей путевые заметики Ангелины и Антона Чаловых, прихожан Домового храма св.мц. Татианы при МГУ, любителей путешествовать на автомобиле.

Путешествие состоялось в июне-июле 2016 года. Первая часть рассказывает о начале поездки в Закавказье.

АНГЕЛИНА И АНТОН ЧАЛОВЫ

Путешествие в Армению мы планировали давно. Каждый раз, приезжая в Грузию, понимали, что вот она Армения, совсем рядом. Надо просто взять и доехать. Но либо во времени были ограничены, а хотелось больше моря для малышей, либо понимали, что во второй половине лета там очень жарко — с детьми опять же будет непросто. Посещала мысль даже слетать туда в октябре, когда тепло, хорошо и море фруктов. Но в этом году мы все же решили нормально спланировать поездку на лето, собраться и доехать.

Отметили интересные для нас места на карте. Решили ехать в июне до самой жары, а потом, после Армении, заехать на море в Грузию в знакомое нам место.

Итак путешествие было запланировано на даты 24 июня — 16 июля. С 4 июля мы уже должны были быть в Грузии на море. В Армении решили путешествовать диким кемпингом в целях экономии и меньшей привязанности к определенному месту. Опыт путешествия с кемпингом у нас уже был.

День  нулевой

Для начала: мы собирались выехать в четверг вечером. И в принципе, мы это даже осуществили и даже доехали до Тульской области, но в какой-то момент, перебирая в уме всё, что мы могли забыть, я вспомнил что не взял одну из самых нужных в подобных путешествиях вещей — кемпинговую плиту. Были мысли по пути купить обычную горелку, но посоветовавшись со знающими людьми, решили вернуться за своей. Старт отложили на следующее утро.

День  первый

День прошел в дороге. На удачу не было пробок, ехалось хорошо и быстро, менялись каждые три часа. Костя, правда, именно в первый день поездки периодически плакал с непривычки, часто останавливались покормить малыша, дать погулять и т.д.

На трассе Кавказ я словила свой первый штраф, обычное дело для этой дороги, увы — гаишники знают, где стоять. Дело шло к вечеру, решили свернуть с трассы и ставить палатку, ночевать. Со второго раза нашли пригодное место, на краю поля с подсолнухами, под деревьями. Единственный минус — комары. Но мы быстро закинули вещи в палатку и незаметно все уснули.

День второй

Утром сварили кофе, завтракали тем, что брали с собой в дорогу: печенье, бутерброды, овощи и яйца. Собрали лагерь — едем дальше. Отвыкли от быстрых сборов разборов палатки, было всем непросто.

По сравнению с прошлым годом маршрут претерпел минимальные изменения. Из серьезных — появилась новая трасса — объезд Пятигорска, где в прошлые годы мы стабильно застревали в пробке.

О том, что дорогу в Дарьяльском ущелье, через которое мы собрались ехать смыло в Терек, мы узнали в Кабарде, поедая традиционный шашлык в кафе, в котором останавливаемся не первый раз — Старый Черек. По сообщениям, найденным в сети, мы поняли, что восстанавливать дорогу будут недели две, а то и три. Но разве это повод возвращаться домой несолоно хлебавши? Варианты есть? По сути лишь один- ехать через весь наш Кавказ и Азербайджан. Подергались, да и поехали. Свернули с нашей основной трассы в сторону Махачкалы. Весь наш северный Кавказ мы проехали на одном дыхании.

Останавливались лишь однажды — в Назрани. Наше внимание привлек мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий, центром которого была фантазия на тему горских башен. Строение не пытается сделать вид, что это, что оно старое: композиция выдает новодельность с головой, однако старательно копирует все черты и декоративные элементы старых башен. Построено в 1997 году. Там же рядом оказалось несколько старых паровозов, экспонатов, которые тут же привлекли внимание мальчишек.

Мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий Назрань, построен в 1997 году

Дорога на всем протяжении — более-менее приличная. Единственная пробка, в которой мы основательно застряли была в Хасавьюрте. Все гудят, спешат, обгоняют, перебегают дорогу в неположенных местах.  В общем, привычный восточный колорит.

В каждом населенном пункте вдоль дороги одна за другой идут маленькие частные заправки. Могут стоять по полдюжины в ряд. Карточки нигде не принимают и очень удивляются, когда мы о них спрашиваем.

Вечером приезжаем к Каспийскому мору в Дагестане. У местных на заправке спрашиваем совета, где бы поставить на пляже палатку. Нам дают ценные рекомендации — небольшой поселок рядом с Манасом, едем в это место. Вот оно море, знакомый шум волн и мягкий песок. Поставили палатку на пустом муниципальном пляже куда нас проводили местные ребята.

День третий

Мы в самой южной точке России, добрались, а впереди только самое интересное. Утром мы завтракали кашей с вареньем, это стало нашим традиционным завтраком в палатке — быстро и полезно. Искупались в море. Оно не такое соленое, как Черное, дно будто бы глинистое. Дети играли с песком, строили что-то из камней и песка. На море хорошо, но надо двигаться дальше.

Ангелина:»Утром я проснулась раньше всех, встретила рассвет на море — такая красота вокруг»

Каспийское море

Едем в сторону границы с Азербайджаном и смотрим по пути Дербент — один из самых древних городов на территории России.

Дербент

Город расположен на узком проходе между Каспийским морем и предгорьями Кавказа. Его название проистекает от выполнявшейся им функции: Дербент или Дарбанд переводятся как Закрытые (связанные) врата. Первое упоминание Каспийских ворот — наиболее древнего названия Дербента — относится к VI в. до н. э., а современный город был основан в 438 году н. э. как персидская крепость, состоящая из расположенной на холме цитадели (Нарын-кала) и двух идущих от неё к морю каменных стен, которые запирали узкий (3 км) проход между морем и горами Кавказа и ограждали с севера и юга территорию города. Расстояние от одной стены до другой вряд ли достигает 300 метров.

Вид от цитадели Нарын-кала вдоль южной стены. Видно несколько сохранившихся ворот города

Стоя на холме и глядя в сторону моря создается совершенно особое урбанистическое впечатление. Южная стена города уже частично разрушена, но в системе кварталов угадывается ее исходное местоположение.

Орта-капы (средние ворота), VI век

Важным фактом в истории Дербента, входившего, как считается, в состав Кавказской Албании под названием Диауна, было принятие христианства. Город служил северным форпостом Албании. Во второй половине V века албанский царь Ваче II сделал город Дербент на некоторое время главным христианским оплотом Албании в борьбе с зороастризмом.

Дальнейшая история города тоже интересна, но переписывать её сюда вряд ли стоит.

Сначала по улочке, идущей вдоль южной стены города, а потом и по серпантину, мы поднялись наверх в цитадель Нарын-кала и прогулялись по ней. По большому счету всё, что мы увидели внутри, лишено какой-либо аутентичности благодаря “реставрационным” работам. Создается впечатление, что руинированная цитадель была заново отстроена.

Российско-азербайджанская граница

Перед нами высокие железные ворота, за ними будто иной мир, скопление машин, но местные отпетые водилы нас с детьми пропустили вперед, у них какая-то своя очередь. Границу эту проходили мы долго. Сначала нас «трясли» на выезде из России, все непрозрачные вещи заставили сканировать, а их у нас немало: дорожные сумки, палатка, спальники. Вещи в прозрачный контейнерах разрешили оставить в багажнике. Общение с пограничниками своеобразное, то ли шутят, то ли всерьез. Стоим на въезде в Азербайджан. Раз в 40 минут пускают по 5-6 машин. Мы как раз оказались пятыми в очереди у ворот.

Встречаем девушку из Польши с провожатым осетином. Как и мы, они поехали в объезд пытаясь попасть в Грузию через Азербайджан. Но гражданке Польши, как выяснилось, нужна азербайджанская виза. Теперь они стояли и дожидались своего водителя, который сначала прошел границу, в одном направлении, а теперь должен был пройти ее в обратном, чтобы везти их назад во Владикавказ.

На улице 36 градусов, у нас кончается бензин, поэтому стараемся реже включать кондиционер, но при такой жаре это трудно. Котька спасается фруктовыми баночками: сидит на руках у мамы и радуется жизни.

На границе был оформлен транзит, который дается на 72 часа — достаточное время чтобы доехать в Грузию. Заплатили за него 1 050₽ — значительно дешевле, чем просто за въезд. Так же сканируют вещи, иди туда — не знаю куда. Беспорядок.

Но наконец мы прошли границу и едем к трассе по совершенно жуткой дороге, ее только делают, едем шепотом. На заправках карточки не принимают, азербайджанских денег еще нет, но нам влили 20 литров, а заплатили нашими рублями. Бензин в Азербайджане стоит так же, как в России. В ближайшем населенном пункте покупаем много-много вишни и бутылочку холодного шиповника. Продавец, совершенно замечательный дедулька, тут же выносит нам стаканчики, чтобы мы и наши дети сразу попробовали шиповник. Действительно, очень вкусно. А вишня … пробовали ли вкуснее, не знаем. В Азербайджане потрясающе вкусные ягоды и фрукты.

Наш путь лежит в сторону Грузии. Прямой дороги через Кавказских хребет нет. Сначала нужно ехать вдоль моря на юго-восток до предместий Баку, а потом вдоль южного склона большого кавказского хребта, на северо-запад. Этого мы не планировали, но раз оказались рядом —  заезжаем в Баку.

Времени у нас немного, поэтому просто смотрим город из окна машины. Понимаем, что Баку постигла участь многих городов бывшего СССР: массово, целыми кварталами, сносятся дома в историческом центре, на их месте возводятся многоэтажки в стиле «дом-торт». Очень жалко, ведь соседние (пока) сохранившиеся кварталы являются образчиком очень комфортной среды. 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти- этажные дома XIX в. и начала XX в. выходят на неширокие тенистые из-за множества деревьев улицы. Очень неплохие модерн и эклектика. Советская застройка, расположенная дальше от центра тоже очень достойная.

Едем в Шеки (азерб. Şəki), этот город нам очень рекомендовал Кирилл.

Дорога в сторону Шеки

Ночевать мы планировали в настоящем караван-сарае по его же рекомендации. А пока наблюдаем закат, совершенно рериховские пейзажи, горы в дымке и свете вечернем, то ли оранжевом, то ли лиловом. Красота, одним словом.

День четвертый

Шеки

Ночевали мы, как и планировали, в караван-сарае. Это нам обошлось в 35₼ (1 400₽) за номер, большой, просторный, прохладный, с сохранившейся кладкой. Восточная сказка. Место это мы категорически рекомендуем, просто ради самого самого места и атмосферы.

Этот караван-сарай — один из самых крупных в Закавказье. Обычно караван-сараи строили в виде замков с одними воротами, закрытие которых, в случае опасности, превращало их в неприступную крепость.

С утра смотрим жемчужину Азербайджана — дворец шекинских ханов.  Для этого поднимаемся в крепость.

Дворец шекинских ханов (азерб. Şəki xan sarayı), построен в 1790-1797 годы

Построенное в конце 18 в. это небольшое двухэтажное здание длиной всего лишь 30 м. содержит в себе только 6 комнат. Фасад дворца расписан в технике сграффито геометрическими и растительными узорами. По центру располагается огромное окно-витраж, справа и слева от него расположены зеркальные балконы. Все окна дворца собраны из кусочков цветного стекла, и каждый вставлен в свою миниатюрную деревянную рамку.

Изготовление такого окна гораздо сложнее создания обычного свинцово-паечного витража. Интерьеры под стать фасаду. Пять из шести комнат богато расписаны. Цвета сочные. К геометрическим и растительным узорам добавляются изображения животных и батальные сцены со множеством воинов. Для ислама это непривычная вольность. Объясняется это тем что это «просто воины» без какой-либо отсылки к конкретным личностям.

Берем экскурсию, нам ее индивидуально проводят за 9₼ (360₽). Внутри фотографировать запрещено. На выходе встречаем группу немцев, они заигрывают с Котькой, а Аля не упускает шанс перекинуться парой слов на немецком. Возвращаемся обратно в караван-сарай и завтракаем там. Приносят странный счет, вроде порция была одна, а считают как две и т.д.

Едем на границу с Грузией. Прошли мы ее очень быстро, нас легко выпустили азербайджанцы, и так же легко впустили грузины. Смотрели только пакет с лекарствами, а лекарств мы берем немало, на все случаи жизни. Подробно вбивали названия даже таких очевидных нам препаратов как Бепантен, Парацетамол, но таковы правила. Желают не болеть на отдыхе. Мы могли бы сразу направиться к границе с Арменией, хотя до последнего брали сомнения, а стоит ли ехать туда, так много времени уже упущено.

Некресси

Едем на границу с Грузией. Прошли мы ее очень быстро, нас легко выпустили азербайджанцы, и так же легко впустили грузины. Смотрели только пакет с лекарствами, а лекарств мы берем немало, на все случаи жизни. Подробно вбивали названия даже таких очевидных нам препаратов как Бепантен, Парацетамол, но таковы правила. Желают не болеть на отдыхе 🙂   Мы могли бы сразу направиться к границе с Арменией, хотя до последнего брали сомнения, а стоит ли ехать туда, так много времени уже упущено.

Не удержавшись, Антон свернул с маршрута и рванул на север, показать детям свой любимый монастырь в Кахетии, а то и во всей Грузии — Некресси (ნეკრესის სამონასტრო).

Полюбился он благодаря своему живописному положению — монастырь стоит на крутом склоне Большого Кавказа возвышаясь над плоской как блин Кахетинской равниной.

Монастырь Некресси на фоне Алазанской долины

Интересна его история.

Основанный в VI в. одним из ассирийских отцов Або Некресским монастырь прпритеснялся зороастрийцами. В итоге персы казнили св. Або в Мцхете и похоронен он там. Позже монастырь многократно страдал от мусульман. Говорят,  что во время одного такого нашествия монахи поместили в монастырь стадо свиней (или обложили монастырь тушками?), и мусульмане постеснялись туда заходить.   Поэтому в монастыре существует традиция на праздники делать шашлыки только из свинины.

Архитектуру монастыря трудно назвать исконно грузинской. Она довольно универсальна. Можно себе представить что ты находишься в Италии или Франции. Отсутствие деталей обычно выдающих национальную принадлежность способствует такому впечатлению.

С высоты открывается потрясающий вид: вот оно счастье. Горы, Алазанская долина, любимая гостеприимная Грузия.

“Ну а потом я смог расслабиться. Нашел почти идеальное место для стоянки — горы, небольшое озеро Ilias Lake с чистейшей и теплейшей водой, звезды над головой, рядом детский бассейн. Лягушки квакают, цикады стрекочут, вода падает, грузины поют. Мешает наслаждаться жизнью только Wi-Fi, пойманный на телефон.” — Антон.

Зона отдыха, действительно, очень приятная. Администрация нам разрешила в любом удобном месте ставить палатку. Лагерь разбили быстро, дети не особо помогали, их тут же увлекли улитки и камушки. Приготовили ужин и пошли купаться. Рядом была и площадка детская современная и бассейн с разным уровнем глубины для детей помладше и постарше. Но вода в бассейне оказалась прохладнее воды в озере. Для полного счастья не хватало лишь бокала холодного Саперави. Место для кемпинга замечательное, рекомендуем!

Продолжение следует.

Источник: личный сайт семьи Чаловых.

Количество просмотров — 167

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru

Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта