ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
23 сентября 2016 года
Символ огня входит в состав четырех природных стихий.
Существует огромная литература, связанная с огнем, – здесь и магия, и язычество, индуизм, и зароастризм, и буддизм, и оккультные практики, и алхимия, и инквизиция, и советская символика (например, пионерский значок), и холокост (всесожжение).
Меня же заинтересовал не только символ, но реальный огонь в связи с бунтами, смутами, революциями, войнами в истории.
Вспомним блоковское «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», поэта Минского в его «Гимне рабочих»: «Мир возникнет из развалин, из пожарищ», любопытную реплику Азазелло из «Мастера и Маргариты», который, поджигая подвал, говорит: «Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем».
Вспомним, с чего начиналась фашистская Германия – факельные шествия, поджог Рейхстага, сожжение книг в 70 городах, а чем кончилось во время войны – сожжение заживо заложников и использование газовых камер для русских пленных и евреев.
Что же мы видим сегодня на Украине?
Началось, как и в Германии, с факельных шествий, черного от сожженных покрышек и бутылок с коктейлем Молотова Майдана, поджога зданий и представительств антимайданных партий, домов и квартир «не тех» политиков и депутатов, сожжение автобусов с крымчанами в Корсунь-Шевченковском, пожар в киевском Доме Профсоюзов (где Парубий был комендантом и где заживо были сожжены, по разным сведениям, от 1 до 17 раненых майдановцев), а кончилось все жертвами Дома Профсоюзов в Одессе, зажигательными фосфорными снарядами на Донбассе и там же – тысячами сожженных домов мирных жителей, учреждений, больниц, школ, храмов. И все это продолжается до сегодняшнего дня – сожжение редакции «Интера», попытка поджога посольства РФ в Киеве тому красноречивые примеры.
Для язычников огонь – это символ власти, символ чести и победы, символ очищения и проявления высшей справедливости.
Не так в христианстве.
Жгущий огонь здесь – это символ ада.
Благодатный огонь, символизирующий свет, но который не обжигает, восходит к неопалимой купине в видении Моисея (куст горел, но не сгорал), к благочестивым «отрокам в печи» из книги Даниила, которых Бог не попалил огнем, но вывел оттуда невредимыми.
В день Пятидесятницы, когда произошло крещение «Духом Святым и огнем», над апостолами появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли.
«Смерть! где твое жало?!
Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен!»
Источник: личный блог прот. Владимира Вигилянского в социальной сети Facebook
Количество просмотров — 52