ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
16 июня 2016
Встречался на днях с группой журналистов и сотрудников нового телевизионного канала «Царьград». Разговор пошел для меня по непонятному руслу: я стал говорить абсолютные банальности, которые, как оказалось, воспринимались слушателями как неслыханная новизна.
А все началось с того, что я сказал обычную для себя мысль о том, что журналистика и, в частности – телевидение, находится в глубочайшем кризисе, причем, не только наша журналистика, но и ведущих европейских стран. Причин множество – финансовое, идеологическое и геополитическое воздействие на журналистов (по сути – цензура), пресловутый «формат», законсервировавший журналистские жанры, вопиющая безответственность и нечестность по отношению к публикуемым фактам и к слову, отношение к читателю (зрителю), как к безмозглым потребителям и манипулируемому сообществу, потакание пошлости и низменным инстинктам и т.д. и т.п.
Журналисты заерзали и стали задавать неудобные вопросы. Приведу некоторые из них.
– Каков предмет журналистской деятельности?
– Журналистика – это творчество. Журналист – творец. Предметом его творчества является человек, личность.
– Чем журналист отличается от писателя?
– Журналист имеет дело с фактами (а не с «писательским» воображением), которые он путем отбора и обобщения преображает в образы.
– Какова сверхидея журналистики?
– Нахождение метафизического измерения в жизни людей и их поступках, речах и мыслях; понимания, что есть грех, а что есть добродетель.
– Чаще всего журналисты имеют дело с событиями. Как показывать или говорить о них?
– Главная беда современной журналистики – поверхностное изображение событий, бессмысленный рассказ о них. Любое явление откуда-то вытекает, имеет свою предысторию или аналоги; если оно имеет последствия, то журналист обязан попытаться предугадать их; должен найти и честно отобразить все смыслы этого события, не утаивая даже те, которые его, журналиста, не устраивают. Журналист, если уважает себя и своего читателя (зрителя), должен размышлять о событии не «от нуля», а «от вечности», опираться на экспертное мнение.
– Что нужно сделать, чтобы выйти из кризиса журналистики?
– Пора искать новые формы, непроторенные дорожки, новые жанры и новые коммуникативные «языки». Кроме того, мы живем в эпоху другого системного кризиса – кризиса элит. Люди и в Европе, и в США, и в нашей стране перестают верить элитам. Считают, и не без основания, что журналисты верноподданнически обслуживают эти элиты. И потому не верят журналистам. Как некогда люди моего поколения не верили советской печати (хотя сейчас, по прошествии времени, понятно, что далеко не все было враньем). Пора журналистам не быть выразителями каких-либо мнений, а свидетельствовать об истине.
Источник: Facebook.
Количество просмотров — 72