Дьякон Александр Растворов / Новости храма / Фото

Проповедь в неделю Крестопоклонную

 

Дьякон Александр Растворов

Фотографии Ивана Джабира

  

Во имя отца и сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры!

Сегодня наступила третья неделя Великого поста. Этот воскресный день называется неделей Крестопоклонной. Вы все видите, что посреди храма лежит Крест Господень. Вчера в конце Всенощного бдения мы торжественно вынесли его для поклонения.

 

"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Тропарь Креста

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Тропарь Креста

 

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Тропарь Креста

 

Прошли уже 20 дней поста. 20 дней самого строгого в плане наших аскетических усилий периода церковного года. Те, кто Великим постом читают Псалтирь по кафизме в день с группой или самостоятельно, даже успели прочитать ее целиком. Мы, как, пожалуй, ни в какой другой период года, во время Великого поста становимся наиболее чуткими и способными к восприятию спасительных евангельских истин и заповедей. И сегодня Церковь побуждает нас обратить взор на орудие нашего спасения – на Крест Господень.

 

"Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских: на тыя бо найде преславный соуз Древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай". Кондак в неделю третью Великого поста, Крестопоклонную.

«Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских: на тыя бо найде преславный соуз Древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай». Кондак в неделю третью Великого поста, Крестопоклонную.

 

Мы должны не только в очередной раз напомнить себе, что Крест находится в центре нашего христианского мировоззрения, богословия, но и подумать о кресте применительно к нам самим: а несём ли мы крест или пытаемся от него отказаться, идти лёгкой дорогой? Понимаем ли мы вообще, что значит – нести крест, зачем это необходимо?

 

Дьякон Александр Растворов. Проповедь 15 марта 2015 года

Дьякон Александр Растворов. Проповедь 15 марта 2015 года

В сегодняшнем евангельском чтении содержится заповедь Спасителя, данная всем верующим людям, данная всем тем, кто по слову Христа хочет следовать за ним, тем, кто называется христианином не только по факту крещения. Мы неоднократно слышали эти слова Спасителя:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». (Евангелие от Марка, глава 8)

Что значит – несение креста?

Это не просто какой-то вид деятельности человека. Если человек болеет, то обязательно несёт крест? Или ушёл кто-то в монастырь – тоже крест? Да, конечно, можно пребывать во всех этих жизненных обстоятельствах, но при всём этом крест не нести. Почему? Да потому что несение креста – это следование за Христом и исполнение евангельских Заповедей в любых обстоятельствах, в каких пребывает человек, в настоящее время. Если человек живет по заповедям, совершает, казалось бы, простые вещи: не ворует, проявляет милосердие к другим, старается терпеть, не осуждать ближних, не губит сам себя через блуд, объедение, алкоголь — тогда можно сказать, что да, человек несёт свой крест. Казалось бы, всё это простые вещи. Но об этом легко только говорить.

Все мы знаем, исходя из опыта нашей жизни, как порой тяжело бывает их совершать. Не просто так Господь Иисус Христос призывает нас именно отвергнуть себя и нести крест. Крест нужно нести везде: на учёбе, в офисе, и во вполне, казалось бы, благополучной семье, где для внешнего наблюдателя нет ничего плохого, даже стоя на службе здесь в нашем замечательном храме.

Если мы будем стремиться нести свой крест в обычных внешне благополучных житейских обстоятельствах,  то с большой вероятностью мы сможем понести крест и в обстоятельствах по-настоящему скорбных и тяжелых, если такие возникнут, подготовив и воспитав своё сердце, свою волю. Не случайно святые отцы давали и такое определение кресту:

«Крест – это воля, готовая ко всякой скорби».

Но только не нужно думать и переживать о каких-то гипотетических возможных бедах и трудностях. Это неправильные мысли. 

Почему некоторые люди несут особый крест? Почему им выпадают тяжелые искушения и особые испытания в жизни? Мы не можем этого до конца понять. Вспомните преподобного Антония Великого. Когда он молился, желая узнать, почему так происходит, Бог открыл ему, что для него это не полезно, что он должен внимать себе самому.

Спаситель говорит:

«Возьмите крест свой!»

Обратите внимание, именно свой, поскольку каждый человек должен нести именно свой крест, а не какой то абстрактный, типовой или общий. У каждого свои трудности, свои страсти, которые преодолеваются в том числе и через прохождение внешних испытаний.

 

Во время службы священник символизирует собой Христа, а крест в его руках - Крест, на котором был распят Спаситель. Когда мы целуем руку священника, мы целуем нашего Спасителя.

Во время службы священник символизирует собой Христа, а крест в его руках — Крест, на котором был распят Спаситель. Когда мы целуем руку священника, мы целуем нашего Спасителя.

 

Мы часто ропщем: почему именно мы болеем, почему именно мы терпим несправедливое отношение к себе, почему достались такая тяжелая работа или поручение, которые невозможно выполнить?

Некоторые люди, духовно не очень опытные, к сожалению, принимают бесовские помыслы о каком-то особенном кресте. Они думают: «Если бы я пострадал, претерпел то-то и то-то, как бы я с этим хорошо справился, все бы это увидели и оценили». В уме, чисто теоретически, они готовы даже до смерти за Христа пострадать, на практике же не способны стерпеть грубого слова или вполне заслуженного упрёка в свой адрес. Некоторые люди готовы претерпеть за Христа что-то абстрактно-возвышенное, то, что с большой вероятностью и не произойдёт никогда, но совершенно не готовы терпеть повседневные мелочи и неудобства ради Евангелия Христова.

Спаситель говорит:

«…кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». (Евангелие от Марка, глава 8)

Что значит – потерять душу?

 

«Наша нынешняя проповедь – это есть не что иное, как продолжение дела Христова – раскрытие Его евангельского учения». Архиепископ Аверкий Таушев

 

 

В данном случае под душой мы должны понимать жизнь. Таким образом, кто откажется от жизни, искаженной грехом, жизни, направленной только на удовлетворение своих похотей и страстей, кто вступит в спасительную вражду с самим собой, тот сбережет душу свою.

 

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни". (Евангелие от Иоанна, глава 6)

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Евангелие от Иоанна, глава 6)

 

В данном случае под душой мы должны понимать жизнь. Таким образом, кто откажется от жизни, искаженной грехом, жизни, направленной только на удовлетворение своих похотей и страстей, кто вступит в спасительную вражду с самим собой, тот сбережет душу свою.

 

Дьякон Александр Растворов. 15 марта 2015 года

Дьякон Александр Растворов. 15 марта 2015 года

 

Количество просмотров — 991

Метки:
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.

Перейти к верхней панели